Учебник для 8 класса

ТЕХНОЛОГИЯ

       

§ 28. Безопасность ручЕъrх работ

Что бы мы ни делали — забивали ли гвоздь, открывали банку консервов, регулировали и ремонтировали велосипед, даже если бы просто отпарывали пуговицу, — эта работа требует тщательного соблюдения правил безопасности.

Травмы, поломки, неприятные происшествия — обычно следствие непродуманных действий, пренебрежения правилами, а не результат случайности, как удобно считать в своё оправдание.

Можно ли работу по дому сделать абсолютно безопасной? Конечно можно. Для этого надо заранее планировать свою работу, обеспечивая безопасность на каждом её этапе.

Правила безопасной работы бесполезно учить наизусть, зубрить. Их надо понять. Лучше всего хорошо усвоить то, что правилами разрешается, и помнить: остальное правила запрещают.

Представим обыкновенный гвоздь. Он требует аккуратного обращения: взять его надо так, чтобы не уколоться, забить так, чтобы не погнуть его и не поранить себе пальцы. А если гвоздь надо забить на высоте 2 м от пола, то надо ещё и не уронить молоток на чью-то голову, и не упасть со стула или лестницы. Даже открывание консервов можно рассматривать как слесарную работу, требующую соблюдения правил безопасности. С помощью ручного режущего инструмента производится вырезание сложного контура из тонколистовой жести. При этом можно порезаться консервным ножом, острым краем банки или вырезанной крышкой.

В каждом доме есть осветительные приборы, телевизор, радиоприёмник, стиральная машина, пылесос и холодильник. Время от времени появляется необходимость или желание что-либо подправить в их работе. Однако привычность электричества в доме не уменьшает его опасности. Поражения электрическим током в бытовых условиях, к сожалению, очень часты.

Тем не менее отказаться от выполнения ручных работ по дому невозможно. Уроки технологии в школе дают достаточно практических знаний и умений — их надо использовать. Правда, трудность заключается в том, что знания и умения приходится применять в самых разных, подчас неожиданных условиях.

В мастерских не бывает случаев, когда работающий остаётся один. Более того, в лабораториях и мастерских школ и техникумов, вузов и заводов инструкции категорически запрещают работу в одиночку - мало ли что может случиться. Отсюда напрашивается простой вывод, не приступайте в одиночку к выполнению достаточно сложных работ по дому. Лучше всего привлечь кого-нибудь из взрослых.

Культура труда одинаково важна как при работе на современном станке, при наладке промышленного робота, сложнейшего научного или меди цинского прибора, так и при ремонте или разборке на зиму велосипеда, замене предохранителя в телевизоре, при вкручивании новой лампочки взамен перегоревшей или установке палатки в походе. Несчастные случаи, аварии, травмы или досадные мелкие неприятности в работе (упал со стремянки молоток, паяльник оставил след на крышке стола, пролилась краска, осталось пятно от клея на брюках и т. п.) происходят в результате низкой культуры труда.

Нарушение правил безопасности может привести к травмам.

Очевидно, что все неприятности при выполнении ручных и машинных работ связаны с недостаточной продуманностью действий. Следовательно, любую выполняемую работу надо тщательно планировать, будь то попытка замены прокладки в водопроводном кране на кухне или укрепление вешалки в прихожей.

Перед началом всякого действия полезно сформулировать для себя, что, собственно, надо делать. Часто для того, чтобы определить характер и объём выполняемых работ, необходимо не только внимательно осмотреть объект, но и разобрать его, диагностируя состояние отдельных деталей.

Давайте вспомним довольно обычную поломку из области электротехники: не включается настольная лампа. Как устранить поломку, когда причина её ещё не выяснена? Стоит ли бежать за инструментом? Может быть, просто вывинтилась или перегорела лампочка? А может, случайно вынута вилка из розетки? Или не в порядке кнопочный выключатель? Вдруг что-то с проводами? А вообще-то, не отключено ли электричество в доме?

Серьёзность поломки определит время, которое потребуется на её устранение, выбор инструментов и организацию рабочего места. Лампочку можно ввернуть или заменить на месте. В этом случае можно обойтись без инструментов. А замена кнопочного выключателя потребует целого набора инструментов, да и рабочее место должно быть выбрано так, чтобы ничего не уронить со стола, не испортить отвёрткой столешницу, не разбить лампочку.

Сталкивались ли вы с тем, что взрослые очень неохотно позволяют вам делать что-либо в доме, на даче, даже в походе? А ведь их можно понять. Они боятся не за настольную лампу или кран на кухне, ваш велосипед или брюки, которые вы решили погладить. Они боятся цепи «случайностей», возникающей вследствие непродуманных и неспланиро-ванных действий.

Практическая работа № 23

Инструменты и материалы: набор инструментов.

Задание. Изучить инструменты и материалы с точки зрения их безопасного использования.

  1. Рассмотрите обычное сверло и найдите режущую кромку. Можно ли ею порезаться?
  2. Рассмотрите несколько отвёрток. Какими из них можно работать под высоким электрическим напряжением?
  3. Какое напряжение используется в мастерской? Где применяется напряжение 220 В, а где существенно меньшее?
  4. Как безопасно передать горячий утюг?
  5. Несколько раз вставьте и выньте сверло из дрели. Что будет, если сверло закреплено непрочно?
  6. По упаковке определите, какая из красок пожароопасная.
  7. Просмотрите несколько технических паспортов электромеханических инструментов и бытовых приборов. Какие там имеются указания относительно безопасной работы?
  8. Рассмотрите топор. Как крепится топор к топорищу?
  9. С ручкой напильника могут быть проблемы. Как правильно насадить ручку? Попробуйте сделать это.
  10. Рассмотрите несколько гаечных ключей. Есть ли среди них те, в исправности которых вы сомневаетесь?
  11. Составьте и запишите алгоритм смены предохранителя в радиоприёмнике.

Новые слова и понятия

Правила безопасности, культура труда, выбор инструментов, организация рабочего места.

Проверяем свои знания

  1. Какими опасностями может обернуться прибивание полочки на кухне или заготовка дров?
  2. Почему правила безопасной работы категорически запрещают работу на токарном станке без головного убора?
  3. Является ли опасным напряжение радиосети, телефона?
  4. Уверены ли вы в том, что правильно вынимаете вилку из электрической розетки?
  5. Умеете ли вы правильно (т. е. безопасно!) передать другому человеку нож, топор?
  6. Знаете ли вы, как закрепляется сверло в дрели?
  7. Почему слесарные работы надо выполнять в обуви с жёстким носком?
  8. Почему кузнец всегда работает в фартуке?
  9. Для чего электрики надевают на руки резиновые перчатки?
  10. По часовой или против часовой стрелки вы будете выворачивать винт отвёрткой? Почему это знание важно для обеспечения безопасности работы?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru