Технология
7 класс

§ 38. Основные виды петель

Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Попробуйте держать крючок в руке как карандаш (рис. 99, а). При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к наконечнику. Можно держать крючок в руке как нож (рис. 99, б). При этом крючок находится в ладони между большим и указательным пальцами.

Рис. 99. Положение крючка в руке

Начальная петля. Первый шаг при вязании крючком — вывязывание начальной петли. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нитку и протянуть ее через петлю (рис. 100, а).

После этого надо потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке (рис. 100, б).

Рис. 100. Вывязывание начальной петли

Воздушная петля является основой для вязания первого ряла и используется для поворота работы, т. е. для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах, особенно в ажурном вязании.

Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают (н). После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получилась воздушная петля.

Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

Цепочка воздушных петель. После вывязывания первой воздушной петли действия повторяют, пока не получится цепочка из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных воздушных петель, цепочку поворачивают к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась (рис. 101). Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется рабочая петля), в подсчет не включаются.

Рис. 101. Вывязывание цепочки воздушных петель

Соединительный столбик применяют для получения кольца из воздушных петель, для суживания полотна и выполнения швов.

Крючок вводят во вторую от начала цепочки петлю и подхватывают с пальца рабочую нитку, накидывая ее на крючок (н). На крючке находятся две петли. Через них протягивают нитку. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях (рис. 102).

Рис. 102. Вывязывание соединительных столбиков

Столбик без накида используют во многих узорах для получения плотной ровной поверхности.

Крючок вводят в третью от начала цепочки воздушную петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок (н) и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях (рис. 103).

Рис. 103. Вывязывание столбиков без накида

Для выполнения следующего ряда работ)' поворачивают и делают одну воздушную петлю — петлю поворота. Следующий столбик без накида выполняют, введя крючок во вторую петлю нижнего ряда. Продолжают вязать до конца ряда.

Полустолбик с накидом получается более высоким, чем столбик без накида, и образует рыхлую поверхность и красивый край.

Крючок вводят в третью от начала цепочки воздушную петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок (н) и протягивают только через эту петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через три петли. Получился полустолбик с накидом (полуст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.

Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают две воздушные петли. Они будут считаться первыми петлями нового ряда. Следующий полустолбик с накидом выполняют, введя крючок во вторую петлю нижнего ряда. Продолжают вязать до конца ряда.

Столбик с накидом в два раза выше, чем столбик без накида. Выполнить его несложно.

Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок (н) и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли (рис. 104, а). На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли (рис. 104, б). Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях до конца ряда.

Рис. 104. Вывязывание столбика с накидом

Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду. Следующий столбик с накидом вяжут из второй петли нижнего ряда и так продолжают до конца ряда.

Столбик с двумя накидами в три раза выше, чем столбик без накида. При вязании таким способом получается рыхлое полотно.

Накинув дважды нитку на крючок, вводят его в пятую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок (н) и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две петли. На крючке остались две петли. Так повторяют два раза. Получился столбик с двумя накидами (ст. с/2н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, вяжут так же до конца ряда (рис. 105).

Рис. 105. Вывязывание столбика с двумя накидами

Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают четыре воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с двумя накидами в новом ряду. Следующий столбик с накидом вяжут из второй петли нижнего ряда и так продолжают до конца ряда.

Столбик с тремя накидами — самый высокий из столбиков. Используется в основном в вязании сложных узоров.

Накинув трижды нитку на крючок, вводят его в шестую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок (н) и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находится пять петель. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две петли. Так повторяют три раза. Получился столбик с тремя накидами (ст. с/Зн). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, вяжут так же до конца ряда (рис. 106).

Рис. 106. Вывязывание столбик с тремя накидами

Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают пять воздушных петель. Они будут считаться первым столбиком с тремя накидами в новом ряду. Следующий столбик с накидом вяжут из второй петли нижнего ряда и так продолжают до конца ряда.

Новые понятия

Начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами.

Контрольные вопросы

1. Как при вязании следует держать крючок в руке? 2. Как выполнить столбик с накидом, без накида?

Рейтинг@Mail.ru