Технология
7 класс

Учебная проектная деятельность

Вы уже знаете, что учебная проектная деятельность — это творческая работа по созданию нового изделия. Она включает в себя три этапа: аналитический, технологический и контрольный. Любая деятельность человека имеет цель, которую можно развернуть в веер задач. Цель вашей проектной деятельности — приобретение знаний, а также умений создавать новое швейное изделие. Этого можно добиться, если вы научитесь:

  • анализировать исходную ситуацию;
  • определять цели и задачи обучения:
  • планировать работу;
  • выполнять эскиз модели;
  • организовывать свое рабочее место;
  • подбирать инструменты и приспособления для различных операций;
  • конструировать и моделировать швейные изделия;
  • изготовлять выкройку швейного изделия;
  • подбирать ткань для изделия;
  • раскраивать ткань;
  • готовить изделие к примерке и проводить ее;
  • обрабатывать изделие после примерки;
  • контролировать свою работу и исправлять ошибки;
  • делать анализ и оценивать результаты работы.

Работа над учебным проектом требует не просто изготовления предложенного учителем изделия, а анализа различных вариантов моделей изделия, материалов для его изготовления, способов получения выкройки, технологии обработки выбранного варианта. Возможно, вы допустите ошибки, но на презентации творческого проекта вы предложите другое правильное решение и в следующий раз этой ошибки не повторите.

§ 34. Аналитический этап

Описание проблемной ситуации. Выдвижение идей.
Выполнение эскиза модели. Выбор модели

В жизни человека постоянно возникают проблемные ситуации, которые нужно уметь решать. На уроках технологии необходимо выполнить учебный творческий проект, т. е. создать изделие, не только полезное как вещь, но и позволяющее научиться исследовать потребности людей и находить пути их удовлетворения, применять приобретенные на уроках знания и умения на практике, научиться новому.

Итак, вы выбрали тему проекта — создание швейного изделия. Программой по технологии в 7 классе предусмотрено изготовление плечевого изделия, но, зная алгоритм проектной деятельности, пройдя последовательно по всем этапам работы, вы сможете в дальнейшем выполнить проект по любой теме.

Поскольку мы будем оперировать разными понятиями, определимся с их значениями. Вы уже с 5 класса на уроках технологии изготовляете швейное изделие. А что означает этот термин? Это изделие, изготовленное в результате швейного процесса из всех видов материалов, предназначенных для одежды.

Изготовление любого швейного изделия начинается с художественного моделирования. Созданием художественного проекта швейного изделия занимаются высококвалифицированные специалисты — дизайнеры по костюму, художники-стилисты. Они создают модель на бумаге в виде эскиза, учитывая функциональное назначение (для чего изделие предназначено), индивидуальность заказчика (пол человека, возраст, особенности фигуры), эстетические (направление моды, стиль), гигиенические, экологические и экономические требования.

Первоначально художник отражает свою идею в черновом наброске, затем развивает ее в творческом эскизе и окончательно отрабатывает модель в рабочем эскизе. К рабочему эскизу дается подробное описание модели. В творческом проекте, приведенном в учебнике в качестве примера, и в банке проектов изображены эскизы плечевых изделий. Для своего творческого проекта вы можете воспользоваться готовыми идеями или выдвинуть собственную. Для этого в рабочей тетради по технологии есть соответствующие странички.

Итак, подумайте и решите, выберете ли вы модель швейного изделия, предложенную в учебнике, или создадите свою.

Изготовление выкройки швейного изделия

По эскизу художника-модельера другой специалист — конструктор — занимается конструированием и конструктивным моделированием. Сначала он выбирает мерки и прибавки на свободное облегание и приступает к разработке чертежа конструкции модели. Он строит сетку чертежа, затем на ней определяет положение всех линий чертежа основы конструкции и затем ее моделирует.

Вы уже научились изготовлять выкройку проектного изделия расчетным способом. Можно также пользоваться готовой выкройкой из пакета выкроек или из журнала мод. А если есть компьютер и мультимедийный диск с моделями одежды, то можно изготовить выкройку с помощью компьютера и распечатать ее на принтере или плоттере. Таким образом, вы снова оказываетесь перед выбором. Решайте, какой из способов получения выкройки вам больше всего подходит.

Если вы будете строить чертеж, вам нужно знать свои мерки и выбрать прибавки на свободное облегание. Попросите учителя проконтролировать правильность снятия мерок, ведь от точности измерений зависит качество готового изделия.

Когда решение принято, нужно подобрать необходимые материалы, инструменты, приспособления для изготовления выкроек, организовать рабочее место и приступить к работе.

Если вы используете готовую выкройку из журнала, возможно, ее нужно откорректировать по вашим размерам.

Подготовьте выкройку к раскрою.

Проанализируйте правильность изготовления выкройки: проверьте, все ли детали вырезаны, приложите еще раз готовые выкройки к нужным линиям на листе выкроек в журнале, чтобы убедиться, что вы не ошиблись и не перепутали их. Самодельные выкройки нужно проверить особенно тщательно: измерьте сантиметровой лентой их ширину по линии груди и линии бедер и сравните со своими мерками.

Подбор швейных материалов

Вы уже знаете, что понятие «швейные материалы» включает в себя не только ткани, но и трикотаж, и нетканые материалы, в том числе клеевой флизелин, необходимый для укрепления деталей кроя, придания им жесткости, и синтепон или ватин, используемые в качестве прокладки, и фурнитуру, без которой также невозможно сшить вещь.

На этом этапе вам снова нужно выбирать. Теперь — материалы с учетом их волокнистого состава, механических, гигиенических и технологических свойств. Подумайте о функциональном назначении будущего изделия. Оцените свои возможности: достаточно ли хорошая вы портниха, чтобы браться за «трудные» ткани.

Немаловажно правильно подобрать цвет и рисунок ткани. Помните, что крупный рисунок не подходит миниатюрным девушкам, вертикальная полоска стройнит, а горизонтальная — полнит. Если вы сочетаете в изделии несколько тканей, то они должны гармонировать по цвету и подходить по фактуре.

Надеемся, что вы сделаете правильный выбор ткани и будете работать с ней с удовольствием.

Выбор необходимых операций

Прежде чем начинать работу, составьте план с указанием последовательности технологических операций. В учебнике изложена последовательность изготовления базового изделия. Конечно, многие этапы вашей работы совпадут с изложенными, но в чем-то будет расхождение.

Выбор оборудования

Выбор оборудования зависит от выполняемой работы, наличия его дома или в школе. Прежде всего это швейная машина. Хорошо, если в классе есть оверлок (приспособление для обметывания швов), тогда изделие получится особенно аккуратным.

Инструменты для ручных работ: хорошо заточенные портновские ножницы; остро заточенный портновский мелок или мягкий простой карандаш; линейка; ручные иглы и булавки, хранящиеся в специальной игольнице; наперсток. Все инструменты и приспособления для шитья нужно держать в большой пластиковой коробке.

Следует исследовать, каким инструментом выполнять ту или иную операцию, чтобы работа получилась качественной: правильно выбрать ручную и машинную иглы, нитки (по толщине, волокнистому составу и цвет)') для вашей ткани и вида выполняемой работы; подобрать соответствующую длину стежка в зависимости от вида ткани и назначения строчки; правильно отрегулировать натяжение нитей, чтобы строчка была качественной, и т. д.

Организация рабочего места

Каждый раз, приступая к новому этапу работы, вы должны следить за правильной организацией рабочего места, соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил безопасного труда. От этого зависят прежде всего ваше здоровье и качество работы. Если на столе нет ничего лишнего, если инструменты находятся всегда под рукой, в отведенном для них месте, это говорит о высокой культуре труда, а значит, об общей культуре человека.

Новые понятия

Аналитический этап проектирования, дизайнер по костюму, художник-стилист.

Контрольные вопросы

В чем заключается аналитический этап при проектировании швейного изделия?

Рейтинг@Mail.ru