Учебник для 5 класса
/мальчики/

ТЕХНОЛОГИЯ

       

§ 17. Выжигание по дереву

Выжигание (пирография) относится к древнейшим видам декоративно-прикладного искусства. В старину рисунок на древесине выжигали металлическими стержнями, разогретыми на огне.

И в настоящее время выжигание по дереву применяется для декоративной отделки изделий.

Продумай, какой рисунок или орнамент ты хочешь выжечь на изготовленной разделочной доске «рыбка», полочке для дисков, подставке для ручек и карандашей или на своём проектном изделии из древесины. Если необходимо, то поищи подходящий рисунок в Интернете.

Выжигание выполняют специальным прибором — электровыжигателем (рис. 73).

Рис. 73. Прибор для выжигания по дереву (электровыжигатель): 1 — рукоятка; 2 — наконечник; 3 — корпус; 4 — регулятор нагрева наконечника; 5 — электрический шнур

При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной её поверхностный слой подгорает, принимая жёлто-коричневый оттенок.

Лучше всего подходят для выжигания мягкие породы древесины — тополь, ольха, липа, а также берёзовая фанера. На поверхности же твёрдых лиственных пород древесины (дуба, ясеня и др.) мягкие слои чередуются с твёрдыми, а у хвойных пород (сосны, ели) есть смолистые слои, из-за чего очень трудно получить при выжигании линии одинаковой окраски.

Древесина, на которой выполняется выжигание, должна быть светлой и без сучков.

Перед выжиганием деталь или изделие хорошо просушивают, так как влажная древесина при выжигании коробится.

Перед тем как приступить к выжиганию изделия, следует потренироваться в выжигании прямых и кривых линий различной толщины на небольших кусках фанеры.

Рассмотрим технологию выжигания на примере панно, изображённого на рисунке 74.

Рис. 74. Декоративное панно, полученное выжиганием на фанере

Первоначально поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон древесины.

Затем на фанеру переводят рисунок с помощью копировальной бумаги (рис. 75). Чтобы лист бумаги с рисунком не смещался во время копирования, его прикрепляют к фанере кнопками или прижимают каким-либо тяжёлым предметом. Если на рисунке есть прямые линии, то их лучше проводить по линейке.

Рис. 75. Копирование рисунка на лист фанеры: 1 — фанера; 2 — копировальная бумага; 3 — рисунок

После этого приступают к выжиганию. Рукоятку электровыжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании (рис. 76). Рука устойчиво опирается на изделие.

Рис. 76. Выжигание рисунка на фанере

Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам.

Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник элекгровыжига-теля быстро и без сильного нажима перемещают по поверхности. Для получения толстой линии наконечник ведут медленно. Однако если наконечник перемещать очень медленно, то края выжженных канавок обугливаются, что недопустимо. Ни в коем случае не следует спешить, так как ошибку при выжигании исправить очень трудно. Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась.

После того как выжигание рисунка закончено, лист фанеры вторично шлифуют вдоль волокон древесины мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Завершающим этапом является отделка изделия лакированием (см. § 15).

Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием (см. Приложение, рис. 174). Для раскрашивания изделия часто используют акварельные краски, которые наносят мягкой кистью. Раствор краски не должен быть густым, чтобы не закрывать текстуру древесины. Краску берут на кисть понемногу, иначе она будет растекаться за пределы окрашиваемого участка рисунка. Для раскрашивания небольшого рисунка применяют фломастеры.

Выжигание можно сочетать с окрашиванием рисунка в различные тона с помощью морилки (см. § 15).

После раскрашивания или тонирования рисунка поверхность лакируют, при этом рисунок становится более ярким, а изделие дольше сохраняется.

Правила безопасной работы

  1. Работы по выжиганию проводить при наличии на рабочем месте вытяжной вентиляции или только в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Электровыжигатель включать только с разрешения учителя. Во время перерывов в работе не оставлять электровыжигатель включённым.
  3. Во время работы не наклоняться низко над изделием, сидеть прямо, дышать только носом.
  4. Чтобы не уставали глаза, каждые 15-20 минут делать небольшие перерывы для отдыха.
  5. Оберегать руки и одежду от раскалённого наконечника.

Практическая работа № 15

Отделка изделий из древесины выжиганием

  1. Подготовь рабочее место для выжигания, а также рисунок, копировальную бумагу, карандаш, электровыжигатель, лак, кисти.
  2. Рассмотри изделия: разделочную доску «рыбка», подвеску для отрывного календаря, полочку для лазерных дисков, подставку для ручек и карандашей, полочку для цветов или изготовленное вами изделие; определите место расположения рисунка для выжигания.
  3. Зачисти поверхность мелкозернистой шкуркой.
  4. Закрепи рисунок с копировальной бумагой на поверхности изделия и обведи его контуры карандашом или шариковой ручкой без пасты (чтобы не загрязнить рисунок).
  5. По скопированному рисунку выполни выжигание.
  6. Зачисти вторично поверхность мелкозернистой шкуркой
  7. Раскрась рисунок, если это необходимо.
  8. Выполни лакирование поверхностей изделия. Не забудь сфотографировать сделанное изделие и поместить его фотографию в портфолио (см. пример в Приложении).

Найди информацию, какие виды декоративно-прикладного творчества распространены в районе твоего проживания.

Новые слова и понятия

Выжигаиие, электровыжигатель.

Проверяем свои знания

  1. Что такое выжигание по дереву?
  2. Как называется прибор для выжигания, из каких основных частей он состоит?
  3. Каким образом рисунок для выжигания переносят на поверхность изделия?
  4. Как получают тонкие и толстые линии при выжигании?
  5. Что произойдёт, если долго на одном месте держать раскалённый наконечник электровыжигателя?
  6. Почему во время выжигания нельзя близко наклоняться над изделием?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru