Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

       

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (см. схему).

В сфере материального производства производится два вида проду кции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т. е. по предмету труда.

Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей (см. схему).

Согласно предмету труда принято выделять пять областей профессиональной деятельности, а именно: « человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — человек», «человек — художественный образ».

Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли экономики и культуры.

Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности — это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя следующие аспекты:

  • физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
  • нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформи-рованность профессионально значимых нравственных качеств);
  • психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т. п. — характеру труда);
  • практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.

Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества) и личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей); среди личностно значимых мотивов трудовой деятельности можно особо выделить мотивы с негативной окраской, так называемые корыстные мотивы (стремление к единоличному обогащению, славе, почестям и власти — как к самоцели).

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

  • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
  • энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);
  • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
  • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Средства труда — это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля — всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. д.

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства. Схематично орудия производства можно представить следующим образом.

Поясним схему.

Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:

  • энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
  • рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
  • транспортные (конвейер, автомобиль);
  • подъемные (краны, лебедки);
  • информационные (арифмометры, ЭВМ).

Оснастка — совоку пность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (например, крепление, подача заготовок и т. п.).

Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т. п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т. п.).

Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.

Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т. п.), принципу действия (механические, электрические, оптические и т. д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т. д., регистрирующие — писцы, датчики и т. д.). Контрольно-измеритель-ные приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называются дистанционными.

Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

К функциональным возможностям человека относятся возможности:

  • рук (сила, ловкость, координация);
  • органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
  • тела (пластика, мышечная сила и др.);
  • психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
  • речевого аппарата, голоса и др.

Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (о которых мы говорили ранее на уроках технологии) (см. схему).

Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт — товар или услуга.

Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).

Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.

Реализация продуктов груда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

Практическая работа

  1. Определите цель и задачи своей будущей профессиональной деятельности.
  2. Заполните таблицу.

  1. Заполните таблицу.

  1. Раскройте содержание основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности по таблице.

Основные понятия, термины

Профессиональная деятельность, разделение труда, специализация, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?
  2. Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда.
  3. Что следует понимать под формой разделения труда?
  4. Раскройте современные формы разделения профессионального труда людей.
  5. Каковы функции профессиональной деятельности?
  6. Что обеспечивает успех профессиональной деятельности человека?
  7. Назовите предметы (группы) профессиональной деятельности.
  8. Охарактеризуйте средства труда и орудия производства.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru