Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

       

Дизайн отвечает потребностям

1. Как вы думаете, мода создает действительно красивые вещи или просто другие, новые? Были ли во времена молодости ваших бабушек и дедушек модные вещи? Справедливо ли, что модная вещь стоит существенно дороже?

2. Распространяется ли влияние моды на самолеты, подводные лодки, танки?

Авторучка или спортивная сумка, полочка на кухне или расческа, часы или бутылочка для клея, равно как и множество других изделий, во-первых, существуют в реальном мире вещей и нашем сознании, во-вторых, прошли довольно длинный путь эволюционного развития.

Достаточно составить, например, такой ряд: палочка на песке, резак на бересте, графит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, игольчатая авторучка, шариковая авторучка, фломастер, чернильная шариковая авторучка, — чтобы убедиться, что конструкции пишу щего узла менялись под воздействием новых потребностей.

Попытайтесь составить аналогичный ряд для вашего будущего изделия: Что предшествовало автомобилю? галстуку? часам?

Совсем хорошо, если вы продолжите этот ряд: Какими будут автомобили, галстуки, часы через год, два, десять лет?

Однако меняются не только конструкции, но и внешний вид. Мы легко определяем «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот устаревшая, вот современная, а вот ультрасовременная! Как мы это делаем?

Мы как бы помещаем мысленно исследуемый предмет в разные исторические среды и смотрим, приживется он там или нет. Электронные часы и ходики, ламповый приемник и транзисторный, автомобили «Победа» и последняя «Ока» принадлежат разным эпохам развития предметного мира, здесь мы не ошибаемся. Дело в том, что сам стиль предметной среды меняется вслед за изменением образа жизни.

Говорят, что все новое — хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании явно есть доля истины. Во всяком случае, начиная создавать что-ли-бо, необходимо изучить существовавшее и существующее, выявить все плюсы и минусы, а главное — ответить себе на вопрос: ради чего создавать новое? Ведь создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходится дорого, вредно с экономической точки зрения. Выходит, что дизайнеру надо определить потребности в совершенствовании. Однако где их искать? Каждая вещь «живет» как бы в четырех соприкасающихся сферах:

  • ансамбль современных предметов;
  • производство;
  • торговля;
  • эксплуатация.

Потребности в совершенствовании предмета, требования к нему как к объекту производства и потребления весьма разные, временами противоречивые. Разрешение противоречий, поиски компромисса — суть творчества дизайнера.

Как определить потребности в совершенствовании разрабатываемой вещи? Вы сами — не единственный ее ценитель и потребитель, да и нельзя считать свой вкус эталоном. Воспользуйтесь распространенным методом интервью: спросите мнение близких и друзей о достоинствах и недостатках конкретного изделия, выслушайте пожелания. Вы столкнетесь с полярностью точек зрения, подходов, что может повергнуть вас в уныние. Вместе с тем выходы есть: как ни странно, надо увеличить число опрашиваемых и прибегнуть к инструментам опроса и анализа — кому, что и как надо; второй выход — смело довериться собственной интуиции, представив себе мнения и пожелания самых разных людей: детей и пенсионеров, мужчин и женщин, жителей села и большого города.

А удачным дизайнерским решением будет такое, которое удовлетворит самым разным, порой полярным, потребностям людей (см. схему).

Анализ существующих изделий

Практическая работа

  1. Вы приступаете к собственному проекту и уже определили область и предмет проектирования.
  2. Письменно или устно попытайтесь дать ясные ответы на вопросы, без которых трудно понять вашу позицию как проектанта.

За счет чего вы хотите добиться успеха? Какие идеи и предложения у вас есть (другой материал, изменение конструкции и количества деталей, переход на другую технологию, цветовое решение, ноу-хау, упаковка, эксплуа тационная надежность и др.)? Какими ресурсами и возможностями вы располагаете? Какие идеи и предложения в ваших условиях могут оказаться наиболее подходящими? Какие дополнительные ресурсы вам нужны? Каковы ваши запросы, требования к научным исследованиям и разработкам? Какой уровень кооперации вы предполагаете при освоении нового изделия? Каковы основные расходы в связи с выпу ском нового изделия?

Основные понятия, термины

Алгоритм дизайна, идея, образ будущего изделия, потребности, предметная среда.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем сущность понятия «алгоритм дизайна»?
  2. Что такое системный подход к дизайнерским проектам?
  3. Какие критерии следует учитывать при разработке банка идей и предложений?
  4. В каком взаимоотношении находятся проектируемые изделия и потребности общества, человека?
  5. Почему при проектировании изделий следует создавать исторический ряд его развития?
  6. Какой смысл вы вкладываете в понятия «дизайн окружающей среды» и «ансамбль современных предметов»?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru