Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

       

§ 2. Алгоритм дизайна

1. Что важнее для дизайнера: интуиция или строгий расчет?

2. Знаете ли вы фамилию хотя бы одного известного в мире дизайнера?

Конечно, работа дизайнера не может быть полностью формализована, так как она пронизана творчеством, элементы которого более присущи искусству, нежели прикладным техническим наукам. И пусть слово «алгоритм» не кажется вам посягательством на индивидуальность и таинство процесса творчества, да и алгоритмов дизайна столь много, что им посвящено множество книг.

Содержание основных этапов, их последовательность пе являются догмой, но все-таки есть принятый стандарт, т. е. последовательность проектирования (см. таблицу).

Алгоритм дизайна

Посмотрев на столь длинный алгоритм, можно задуматься над двумя вопросами. Во-первых, нельзя ли его сократить, выделить главное, основные шаги? Во-вторых, неужели даже простые проекты (куртки, дверные ручки и т. п.) надо выполнять столь сложно?

Системный подход к дизайнерским проектам предполагает важность каждого шага, однако объем содержания может быть разным (куртка для себя или для сотен тысяч людей). Крупнейший американский архитектор Ф.Л. Райт указывал, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма. И, быть может, здесь открывается путь к высокой культуре труда.

В нижеприведенной таблице алгоритм не включает условные переходы (что делать, если появились новые научные данные или условия на рынке сбыта? что делать, если испытания опытного образца оказались неудачными?), но вы уже наверняка сами знаете решение — надо вернуться на несколько шагов назад и даже, быть может, все начать с первого шага, — такие драматические ситуации бывают даже у известных фирм.

Конечно, такая ситуация обидна и обходится дорого. Правда, существуют способы подстраховки. Один из них — в разработке вариантов изделия, что предусматривает алгоритм. Другой способ — дать задание разрабатывать проекты нескольким творческим коллективам или отдельным дизайнерам. В этом случае отрабатывается общий алгоритм, однако содержание шагов и результаты будут различными — создаются условия для конкурса, творческой конкуренции. Не исключено, что к производству будет принят гибридный вариант, вобравший лучшее из всех проектов и разработок. Заметим, что к такому способу иногда прибегают даже конкурирующие фирмы.

Для чего мы здесь вдруг отвлеклись в область дизайнерского бизнеса? Дело в том, что в учебном процессе особенно начинающими дизайнерами затягиваются поиски обязательно «своего» проекта, много энергии и эмоций тратится на придумывание «оригинального». А вместе с тем в дизайнерском творчестве, как и в хорошем джазе, необходимо коллективное мышление, постоянное общение, если угодно, соперничество единомышленников или единомыслие соперников.

На каждом шаге алгоритма необходимо стремиться к увеличению объема конструктивного общения с аналогичными изделиями, книгами, альбомами и, конечно, с людьми. Люди в этом слу чае делятся на три группы:

  • не разделяющие предлагаемые устремления;
  • разделяющие и принимающие;
  • равнодушные.

Все они будут оценивать результаты выполненной работы. От восприятия проекта зависит, как и на какие неравные групы разделятся люди, оценивая достоинства или недостатки выполненного дизайнерского проекта.

Банк идей

Замечали ли вы, что многие одинаковые по назначению и даже по конструкции изделия выглядят по-разному?

Спортивный автомобиль кажется легче и стремительнее своего легкового собрата, один телевизор кажется значительно больше другого при одинаковых размерах, а у некоторых автомобилей объем изнутри кажется больше, чем снаружи.

Мы часто наделяем изделия человеческими качествами. Нам представляется важным графин с водой, смешным — чайник, веселыми — чашки из сервиза, грустной — настольная лампа. Даже привычные буквы русского или латинского алфавита могут иметь самый различный характер.

А выражения «лиц» автобусов и трамваев? Не правда ли, одни из них добрые, другие — суровые, третьи — даже страшные? А знаете ли вы старый автомобиль «Фольксваген» (Германия), напоминающий жучка или божью коровку? А не встречали ли вы газонокосилку, похожую на насекомое с огромными усищами? А уж вертолет у всех ассоциируется со стрекозой.

Если же перейти к «одушевлению» проектируемого изделия, то можно пополнить банк идей с художественной стороны.

Дизайнер может заставить изделие органично гармонировать с окружающей предметной средой, а может противопоставить его другим окружающим предметам. Набор образов будущего изделия, конечно, входит в банк идей. От части из них. может быть, дизайнер откажется уже в самом начале, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться.

Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок и на первых порах не следует отказываться от чертежей, сделанных от руки, рабочих зарисовок. И не беда, что пока вы плохо рисуете — чем больше вы будете стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше вас это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать.

Банк идей и предложений

Есть одно учебное задание, которым часто пользуются дизайнеры на этапе формирования банка идей, называемое клаузурой. Это сравнительно большой лист бумаги, на котором образ буду щего изделия представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, деталей, элементов. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». Другими словами, использовать можно любые изобразительные средства, лишь бы была достигнута предельная информативность.

Каждый новый в рассмотрении предмет-аналог, каждая новая ассоциация резко изменяют, особенно вначале, концепцию будущего изделия, но довольно скоро эта «качка» уменьшится — образ становится зримым и своим.

Когда образ стал на клаузурах завершенным, дизайнер переходит к выполнению рисунков и чертежей в масштабе, проработке компоновочных решений. Варианты компоновок могут также пополнять банк идей: автомобиль может быть заднеприводным, с двигателем, расположенным спереди или сзади. Можно по-разному компоновать салон, багажник и моторный отсек, при этом получая новые комбинации в банк идей.

Очень важно ничего не потерять. Поэтому не надо раньше времени выбрасывать рисунки, наброски, записи — все это может пригодиться на следующих шагах выполнения дизайнерского проекта (см. схему).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru