Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

       

Экспертиза и оценка изделия

Дополните приведенный ниже перечень критериев для сравнения потребительских качеств изделий.

    • Целесообразность размеров.
    • Гармоничность формы.
    • Целесообразность выбора материала.
    • Цветовое решение.
    • Удобство пользования.
    • Оправданность цены.
    • Выдержанность стиля изделия.

Давайте проделаем эксперимент. Положите на стол авторучку любой конструкции и попробуйте оценить ее качества. Дело окажется сложным.

Положите еще одну, две, три авторучки разных конструкций и теперь сравнительно оценивайте качество каждой из них по любым критериям. Дело явно пошло лучше: уже видны многие плюсы и минусы.

Если попросить принять участие в нашем эксперименте дизайнера, то окажется, что он введет в сравнение такой мощный набор критериев, о котором мы при первых своих попытках и не догадывались. Следовательно, чтобы смотреть на предметы глазами дизайнера, нужно уметь расширять банк критериев для сравнения. Для этого обратимся к схеме экспертной оценки любого изделия.

Схема позволяет расширить наши представления о подходах к оценке изделий, на знакомый предмет мы начинаем смотреть друтими глазами.

Например, социолог заговорил о моде (разве ей не подвластны самолеты и автомобили, приборы и авторучки?); психолог вдруг одну из авторучек в нашем эксперименте назвал «скучной»; эргономист указал на неудобство надевания колпачка; инженер начал пересчитывать количество деталей в каждой авторучке; художник почему-то стал переставлять колпачки, меняя их по форме и цвету; экономист забраковал самую лучшую авторучку — дескать, дорогая, за такую цену многие ее не купят. Еще объединились психолог, социолог и экономист и в один голос заявили, что эксперимент нечистый. Сравниваем дорогую модницу с каждодневной золушкой, и вообще, давайте сначала определим потребителя: кто он? чего он хочет?

На столе уже добрый десяток проектов авторучек, а разговор все продолжается. Оказалось, что если будем выпускать новую авторучку, то надо учесть дефицит пишущих узлов, высвобождение производственных мощностей на фабрике в городе N, а еще то, что во всем мире распространение получают шариковые пишу щие узлы, заправляемые чернилами.

Разговор переходит в спор: каждый специалист все настойчивее обращает внимание на «свои» проблемы, конечно, считая их самыми главными.

А что делает дизайнер? А что ему делать, если в комнате он один, на столе десяток проектов авторучек и честное отношение к созданию нового изделия потребует учета всех специфичных мнений, замечаний, особенностей? Делать нечего — надо приступать к созданию нового изделия в соответствии с алгоритмом дизайна.

Практическая работа

Пользуясь схемой, проведите экспертизу ученического рабочего места. Составьте письменное заключение.

Основные понятия, термины

Проектирование, симметрия, контраст, гармония, пропорции, дизайн, дизайнер, экспертиза изделий, потребности, предметная среда, стайлинг.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем сущность понятий «дизайн», «дизайнер»?
  2. Когда возникает необходимость в проектировании?
  3. Кто участвует в экспертизе изделия?
  4. Случалось ли вам осуществлять собственные проекты в вашей личной жизни?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru