При выполнении стропальных работ кроме стальных канатов применяют сварные и штампованные цепи (рис. 2.21).
Для сварных цепей используют мягкую легированную сталь круглого сечения с пределом прочности на разрыв 370...450 МПа.
Звенья цепи имеют овальную форму. Якорные цепи используют с распорками и без них.
Для грузовых стропов применяют некалиброванные цепи. Условное обозначение некалиброванной цепи из прутка диаметром 6 мм с шагом звена 16 мм: цепь СН6 х 16, ГОСТ 2319—81.
Рис. 2.21. Сварные (а) и штампованные (б, в) цепи:
d — диаметр проволоки цепи; t — шаг звена цепи
На стропальных работах наибольшее распространение получили сварные цепи.
Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствии с ГОСТ, по которому они изготовлены. В табл. 2.3 приведены значения коэффициента запаса прочности сварных и штампованных цепей.
Таблица 2.3
Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных цепей
Цепи сращивают электро- или кузнечно-горновой сваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После этого ее испытывают нагрузкой, которая в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность цепи.
Преимущества стальных цепей:
гибкость;
простота конструкции;
технологичность;
способность огибать острые грани без подкладок.
Недостатки стальных цепей:
большая масса;
возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия трещин;
необходимость контроля за состоянием звеньев цепи.