Учебное пособие

Стропальные и такелажные
работы

       

2.2.2. Браковка канатов

Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

  • характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
  • разрыв пряди;
  • поверхностный и внутренний износ;
  • поверхностная и внутренняя коррозия;
  • местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
  • уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
  • деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
  • повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.

Определение числа обрывов наружных проволок стального каната

Рис. 2.3. Определение числа обрывов наружных проволок стального каната:
1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец оборванной проволоки, другой конец отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву); 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца (данный дефект соответствует одному обрыву); 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двухкратное нарушение целости (поскольку нарушения целости принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву); L — длина участка контроля каната (принимают равной шести или тридцати диаметрам каната)

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).

Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Рис. 2.4. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.

Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

Нормы браковки каната в зависимости
от поверхностного износа или коррозии

Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.

Уменьшение площади по перечного сечения проволок

Рис. 2.5. Уменьшение площади по перечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB> l,08dK, где dB — диаметр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.

Волнистость каната

Рис. 2.6. Волнистость каната:
dB — диаметр спирали волнистости; dK — номинальный диаметр каната; Hв — шаг спирали волнистости; Hк — свивка каната

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв > 4/3dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK.

Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:

  • корзинообразной деформации (рис. 2.7);

    Корзинообразная деформация

    Рис. 2.7. Корзинообразная деформация

  • выдавливания сердечника (рис. 2.8);

    Выдавливание сердечника

    Рис. 2.8. Выдавливание сердечника

  • выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9);

    Выдавливание прядей

    Рис. 2.9. Выдавливание прядей:
    а — в одной пряди; б — в нескольких прядях

  • местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10);

    Местное увеличение диаметра каната

    Рис. 2.10. Местное увеличение диаметра каната

  • местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4);
  • раздавленных участков (рис. 2.11);

    Раздавливание каната

    Рис. 2.11. Раздавливание каната

  • перекручиваний (рис. 2.12);

    Перекручивание каната

    Рис. 2.12. Перекручивание каната

  • заломов (рис. 2.13);

    Залом каната

    Рис. 2.13. Залом каната

  • перегибов (рис. 2.14);

    Перегиб каната

    Рис. 2.14. Перегиб каната

  • повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru