Учебник спасателя

МЧС России

       

3.11.1. Поисково-спасательные работы при авариях на железнодорожном транспорте

Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов.

Железнодорожный транспорт включает в себя:

  • железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, стрелки);
  • железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);
  • железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения, запасные пути);
  • железнодорожные вокзалы.

Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

  • большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 5 тыс. т, масса пассажирского состава — около 1 тыс. т, масса одной цистерны — 80-100т;
  • определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде — в среднем 16, в грузовом — 75. Максимальное число вагонов в составе — 110;
  • электроток высокого напряжения (до 30 кВ);
  • высокая скорость передвижения состава;
  • опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);
  • наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).

Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.

Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.

Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона.

Информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает по телефонной связи или по радиосвязи от начальника поезда (машиниста) дежурному по ближайшей станции. Последний передает информацию о месте и характере ЧС всем заинтересованным структурам, в том числе и спасательным службам.

По прибытии на место катастрофы спасатели:

  • проводят разведку и оценивают ситуацию;
  • определяют границы опасной зоны и устанавливают ее ограждение;
  • проводят ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;
  • ликвидируют последствия ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.)

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций при пассажирских перевозках

Для перевозки людей по железной дороге используются пассажирские вагоны с вместимостью до 160 человек. Длина вагона составляет 24 м, ширина — 3,5м, высота — 3,5 м, масса — 50 т. Вагоны оборудованы двумя входными дверьми шириной 80 см, высотой 185 см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трехгранным или четырехгранным торцевым ключом. Входные двери открываются внутрь вагонов. Двери купе и электричек открываются при перемещении их по катучим опорам вбок. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см. Вагон оборудован системой электроснабжения, вентиляции, теплоснабжения.

Опасность для пассажиров представляют собой резкая остановка поезда и переворачивание вагонов. При этом происходит падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

  • проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
  • организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;
  • организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент.

Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки.

Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать.

Проникновение спасателей в пассажирский вагон:
1 — через дверь; 2 — помощью веревки; 3 — по лестнице; 4 — с помощью друг друга; 5 — через люк

После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости, поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим. Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950°С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 минуты.

При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 минут. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени — 1100°С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1,5-2,0 т).

Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения. Все это к тому же усугубляется паникой.

Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.

Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.

Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших и оказания им помощи.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций при грузовых перевозках

Перечень опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, включает в себя около 400 наименований.

По условиям железной дороги, на каждый груз или группу грузов составляется аварийная карточка, в которой дается краткая характеристика груза и которая используется как источник информации при проведении ПСР. Аварийная карточка хранится на станции отправителя.

Ниже приводится примерный образец заполнения аварийной карточки.

Аварийная карточка

Кроме как в аварийной карточке, класс опасности груза указывается на ярлыке и упаковке. Упаковка маркируется определенным сигнальным цветом и знаками безопасности. Сигнальными цветами являются красный, желтый, синий, зеленый.

Сигнальные цвета

Сигнальный

Основное смысловое значение

Контрастный

Красный

Запрещение непосредственная опасность, обозначение пожарной техники

Белый

Желтый

Предупреждение, возможная опасность

Черный

Синий

Предписание, знаки пожарной безопасности, информация

Белый

Зеленый

Безопасность

Белый

Красный сигнальный цвет применяется для обозначения:

  • отключающих устройств механизмов и машин, в том числе аварийных;
  • внутренних поверхностей крышек шкафов с открытыми токоведущими элементами;
  • рукояток кранов аварийного сброса давления;
  • корпусов масляных выключателей, находящихся в рабочем состоянии под напряжением;
  • различных видов пожарной техники;
  • сигнальных ламп;
  • захватных устройств промышленных роботов.

Желтый сигнальный цвет применяется для обозначения:

  • элементов строительных конструкций, которые могут стать причиной травмы;
  • элементов производственного оборудования;
  • подъемно-транспортного оборудования и строительно-дорожных машин;
  • постоянных и временных ограждений или элементов ограждений;
  • подвижных монтажных устройств, элементов грузозахватных приспособлений;
  • емкостей, содержащих опасные и токсичные вещества;
  • площадей, которые должны быть всегда свободными.

Синий сигнальный цвет применяется для обозначения:

  • окраски предписывающих знаков.

Зеленый сигнальный цвет применяется для обозначения:

  • световых табло;
  • эвакуационных выходов;
  • сигнальных ламп.

Ниже приводятся знаки безопасности, применяемые на железной дороге.

Все профилактические мероприятия, проводимые с целью предупреждения ЧС на железнодорожном транспорте, а равно система использования знаков безопасности, цветовой сигнализации и маркировки грузов, как это ни печально, не являются гарантией безаварийности при грузовых перевозках. Чрезвычайные ситуации были и остаются, причем наблюдается устойчивая тенденция их роста. По-прежнему наиболее опасными из них являются пожары, взрывы, утечки вредных, радиоактивных и ядовитых веществ.

Знаки безопасности



Пожары

Многообразие причин возникновения пожаров при грузовых перевозках приводит к возгоранию локомотива, подвижного состава, близлежащих строений. Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала. Твердые вещества горят без образования высокого пламени, с выделением большого количества дыма и токсичных веществ. Жидкие вещества горят с образованием большой площади горения, высокого факела, едкого дыма. Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м2 и более.

В тушении пожаров участвуют специальные пожарные поезда, пожарные части, поисково-спасательные подразделения. Основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, тушении пожара, в защите соседних составов и строений от возгорания, в экологической защите окружающей среды.

При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо немедленно организовать их тушение. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой пожарных стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму.

Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.

При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение. В случае горения нескольких цистерн одновременно усилия необходимо направлять на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн.

В случае пожара в вагоне следует ликвидировать открытое горение снаружи, а затем средства пожаротушения подать внутрь вагона (контейнера) через люки и двери. Иногда в местах наиболее интенсивного горения проделываются отверстия в крыше и стенах для ввода средств пожаротушения.

При горении баллонов со сжатым и сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. Если ликвидировать факел горящего газа нельзя, то допускается свободное его выгорание. Горящую цистерну нужно постоянно охлаждать водой, чтобы исключить вероятность взрыва.

При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:

  • передвинуть горящий вагон в безопасное место;
  • тушить пожар мощными водяными струями;
  • открыть двери и люки;
  • согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.

Взрывы

При грузовых перевозках по железной дороге причиной ЧС могут быть взрывы. Они происходят в результате нарушения правил транспортировки взрывоопасных грузов, скопления взрывоопасной смеси на пути следования состава, пожаров, террористических актов. Взрывы сопровождаются выделением большого количества энергии, образованием взрывной и звуковой волны.

Взрыв цистерны с сжиженными углеводородными газами характеризуется выбросом пламени на высоту 120-150 м, отбрасыванием многотонной цистерны на расстояние до 100 м, а металлических осколков — на несколько сотен метров. Особую опасность представляют собой взрывы емкостей и вагонов с ядовитыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности территории, поражению людей и животных, экологическому загрязнению.

Действия спасателей при взрывах на железной дороге должны быть направлены на оказание оперативной помощи людям, обезвреживание и обеззараживание пораженных территорий. Одновременно определяется степень зараженности окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации с АХОВ

На территории России перевозка АХОВ осуществляется преимущественно железнодорожным транспортом с использованием цистерн, различных контейнеров, баллонов. Повреждение или разрушение их вызывает попадание АХОВ в окружающую природную среду, что приводит к образованию зоны заражения, поражению людей, животных, отравлению воздуха, воды, почвы.

Число химических аварий увеличивается вследствие транспортных происшествий. В настоящее время резко возросли объемы перевозок по железной дороге сжиженного хлора. В России одновременно находятся в пути 650-700 цистерн с АХОВ и столько же на загрузочно-разгрузочных работах, которые тоже отличаются повышенной опасностью. По железной дороге ежегодно перевозится свыше 500 тысяч тонн АХОВ

Характерной особенностью ЧС, связанных с выбросами АХОВ, является высокая скорость формирования зоны заражения и поражения людей. Все это требует от спасателей принятия экстренных и эффективных мер.

При возникновении ЧС, связанной с выбросом АХОВ, спасатели должны:

  • провести разведку, оценить химическую обстановку, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению;
  • выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых веществ, и оказать им помощь;
  • разработать план действий и приступить к ликвидации последствий аварии;
  • организовать контроль за содержанием опасных веществ в воздухе, воде, почве.

Остановку выброса АХОВ на железной дороге проводят путем заделки отверстий в емкости, перекачивания жидкости из аварийных емкостей в запасные, перегрузки опасных продуктов в безопасное место.

Заделка течи осуществляется с использованием деревянных или пластмассовых клиньев, забиваемых в отверстия (течи). Иногда применяются хомуты или бандажи.

Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, созданием препятствий на пути его растекания, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы или контейнеры, дегазацией АХОВ растворами нейтрализующих веществ и адсорбентами (песок, щебень, грунт, гравий).

Для проведения обвалования территории, устройства преград и углублений, сбора почвы и адсорбционных материалов используются бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, экскаваторы, ручные землеройные инструменты.

С пораженной территории АХОВ перекачиваются в цистерны и автоцистерны. После этого проводится обеззараживание территории и транспортных средств.

Нейтрализация АХОВ жидкостным способом осуществляется с помощью пожарных, поливочных, моечных машин, авторазливочных и насосных станций.

Все меры по ликвидации последствий ЧС с АХОВ должны осуществляться с учетом характера груза и мерами предосторожности, указанными в аварийной карточке.

При сопровождении опасного груза проводниками или специалистами грузоотправителя необходимо учитывать их указания в ходе проведения ПСР.

Спасатели должны быть ознакомлены с основными характеристиками АХОВ и средствами их обеззараживания.

Чрезвычайные ситуации с радиоактивными веществами

Радиационная опасность на железной дороге может возникнуть в результате ЧС, выпадения радиационных грузов в упаковках, полного или частичного разрушения защитного контейнера, нарушения целости охранной тары, срыва пломб, попадания радиоактивных веществ в воздух, воду, почву.

В подобных ситуациях спасатели должны:

  • определить радиационную обстановку, установить границы радиационно-опасной зоны и оградить ее предупредительными знаками, определить уровни загрязненности радиоактивными веществами транспортных средств, грузов, местности;
  • выявить людей, подвергшихся радиоактивному облучению. Лиц, получивших дозу облучения свыше 25 бэр, направить на медицинское обследование, а лиц, подвергшихся радиоактивному загрязнению, — на санитарную обработку. Зараженные одежду, обувь, личные вещи отправить на дезактивацию или захоронение;
  • локализовать источник радиационной опасности;
  • провести дезактивацию зараженной территории, транспортных средств, грузов, оборудования;
  • осуществить сбор и удаление радиоактивных веществ.

В случае обнаружения выпавших из вагона с радиоактивными материалами упаковок спасатели должны удалить их с путей подручными средствами без непосредственного соприкосновения с ними, а при отсутствии такой возможности — принять меры к прекращению движения подвижного состава по опасной зоне. Для этого следует выйти навстречу поезду на расстояние не менее 1 км (длина тормозного пути) и подать сигнал машинисту круговым движением руки над головой. В руку можно взять кусок ткани, бумаги, дерева, а в ночное время — фонарь или лампу.

Опасную зону необходимо оградить и перекрыть доступ в нее людей.

Работы по ликвидации ЧС с радиоактивными веществами на железной дороге должны проводиться совместно с работниками санэпидстанций и Всероссийского объединения «Изотоп».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru