Учебник спасателя

МЧС России

       

1.4.18. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

Одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, в том числе и России, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров, является транспорт. Его основные виды — автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный и трубопроводный. Классификация транспорта представлена ниже. ЧС на транспорте относятся к числу наиболее массовых и опасных.

По данным ООН, ежегодно в мире в результате автомобильных дорожно-транспортных ЧС погибает около 300 тысяч человек, 8 млн. человек получают ранения. В 1999 г. экономические потери в результате ДТП в мире составили 500 млрд. долларов. ДТП приводят к экономическим потерям, равным 2-3% валового национального продукта. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения.

В России каждый год погибает в среднем 30 тысяч человек. Ежегодные потери рабочего времени из-за ЧС на автотранспорте составляют порядка 350-400 млн. человеко-дней. Экономические потери составляют ежегодно более 1 млрд. долларов.

В России официально зарегистрировано 31,6 млн. транспортных средств, из них 70% — частный транспорт. На транспорте износ основных фондов составляет 55-70% и продолжает нарастать.

Ежедневно на дорогах России происходит в среднем 450 ДТП, в которых погибает более 80 человек, травмы получают примерно 500. В 2000 году на дорогах России погибло 29594 человека, ранено 179 410.

В 2000 г. в ДТП пострадало 21 390 детей в возрасте до 16 лет. Погиб 1521 ребенок, 3 тысячи стали инвалидами.

В России количество погибших в ДТП в 5-10 раз больше, чем в Европейских странах.

Динамика числа ДТП в России

Наибольшая тяжесть происшествий (более 20 погибших на 100 несчастных случаев) зарегистрирована на магистральных автодорогах.

Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

Различают несколько основных видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных или на повозки, транспортируемые этими животными.

Наезд на животных — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).

Падение пассажира — происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения людей, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наездах на неподвижные предметы.

Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение 7 суток с момента происшествия, в число раненых — люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации или назначение после оказания первой медицинской помощи амбулаторного лечения.

К числу главных причин ЧС на автотранспорте относятся:

  • нарушение правил движения;
  • превышение скорости;
  • управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
  • плохое состояние дороги, метеоусловия;
  • неисправность автомобиля.

До 70% аварий случается по вине лица, управляющего транспортным средством. По некоторым данным, в городе с интенсивным движением водитель каждые 1-2 мин принимает командное решение, каждые 2-4 мин совершает операторское действие, а каждые 20 мин попадает в обстановку, близкую к критической. Гарантией безаварийности транспортных средств могут служить острое зрение, быстрая реакция, эмоциональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя.

Наибольшую опасность представляют собой ДТП, происшедшие по причине превышения водителем скорости движения. Данные статистики указывают на то, что столкновение на скорости свыше 115 км/ч приводит к гибели почти 100% водителей. Это неудивительно, если учесть, что при столкновении на скорости в 100 км/ч голова водителя продолжает движение вперед с силой в 1440 кгс. При столкновении на скорости 300 км/ч голова просто отрывается от туловища, если оно удерживается предохранительными ремнями.

1955 г. Франция. Во время гонок один из автомобилей перелетел через ограждение и на скорости 200 км/час врезался в зрителей. Погибло 83 человека, около 100 ранено.

1990 г. Пассажирский автобус упал с железнодорожной эстакады на высоковольтную линию электропередачи и загорелся. Погиб 41 человек.

1996 г. В Ростовской области автобус со школьниками столкнулся с поездом на железнодорожном переезде. Погибло 22 человека.

1997 г. В автомобильной катастрофе погибла принцесса Диана.

1998 г. ЮАР. Автобус на скорости 150 км/час врезался в грузовик. Погибло 22 человека.

1999 г. Военно-Грузинская дорога. В150-метровую пропасть рухнул автобус с людьми. Все 39 человек погибли.

1999 г. Индия. В результате столкновения с трактором пассажирский автобус упал с моста. Погибло 19 человек, тяжело ранено 28.

2000 г. Испания. Недалеко от города Барселона автобус со школьниками столкнулся с грузовиком. Погибло 27 детей, ранено 13.

2001 г. Киргизия. На горном перевале автобус сорвался с 10 метрового обрыва. Погибло 19 человек, ранено более 20.

2001 г. Индия. Переполненный пассажирский автобус сорвался в пропасть и упал в реку. Погибло 50 человек.

2001 г. Турция. При выезде из тоннеля пассажирский автобус столкнулся с грузовиком и сорвался в пропасть глубиной 100 м. Погибло 14 человек, тяжелые травмы получили 35 пассажиров.

2001 г. Китай. Автобус упал с моста в водохранилище. Погибло 33 человека.

2001 г. Грузовик, перевозивший российских военнослужащих, упал в водоем. Погибло 11человек, ранено 5.

2002 г. Штат Джорджия (США). Из-за густого тумана на автотрассе столкнулись более 100 автомобилей. Погибло свыше 10 человек, десятки человек получили травмы.

2002 г. В Москве на улице Тверской столкнулись 15 автомобилей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru