Хронология историческая —
вспомогательная историческая дисциплина,
изучающая системы времяисчисления в их
историческом развитии. Ее цель — дать
историку верные сведения о времени
исторических событий или определить точные даты
исторических источников.
Для измерения времени использовались
повторяющиеся в природе явления:
периодическая смена дня и ночи, смена лунных
фаз и смена времен года. Первое из этих
явлений определяет единицу времени —
сутки; второе — синодический месяц,
средняя продолжительность которого равна
29,5306 сут; третье — тропический год,
равный 365,2422 сут. Синодический месяц и
тропический год не содержат целого числа солнечных суток, поэтому все эти три меры
несоизмеримы. Попытка хотя бы до некоторой
степени согласовать между собой сутки,
месяц и год приводили к тому, что в разные
эпохи были созданы три типа календарей —
лунные (в их основе лежала
продолжительность синодического месяца), солнечные
(основанные на продолжительности
тропического года) и лунно-солнечные (сочетавшие
оба периода). Они стали основой
лунно-солнечного календаря.
В 46 г. до н. э. в Риме Юлий Цезарь принял
солнечный календарь, разработанный
александрийским астрономом Созигеном. В новом
календаре три года подряд содержали
365 сут (простые годы), а каждый четвертый
(високосный) — 366. Новый год начинался с
1 января. Продолжительность года составила
365 сут, 6 ч, т. е. была на 11 мин 14 с длиннее
тропического. Этот календарь, получивший
название юлианского, был признан
обязательным для всех христиан на Никейском
вселенском соборе в 325 г.
[an error occurred while processing this directive]
Разница между тропическим и
календарным годами постепенно увеличивалась
(каждые 128 лет на 1 сут) и к концу 16 в. составила
10 дней, в результате чего весеннее
равноденствие стало приходиться не на 21 марта, а
на 11. Это осложняло расчеты церковных
праздников, и тогдашний глава католической
церкви папа римский Григорий XIII провел в
1582 г. реформу юлианского календаря по
проекту врача и математика Алоизио Лилио.
Специальная папская булла предписывала
после четверга 4 октября пропустить в счете
10 суток и следующий день считать пятницей
15 октября. Для того чтобы в будущем день
равноденствия не перемещался,
предписывалось из каждых четырехсот юлианских
календарных лет исключать 3 дня, поэтому
изменялась и система високоса. Из «вековых»
годов високосными оставались те, у которых
первые две цифры делились на 4 без
остатка — 1600, 2000, 2400 и т. д. Григорианский
календарь точнее юлианского; разница в
одни сутки набегает в нем за 3280 лет. В
течение 16 — 18 вв. он был принят в большинстве
европейских стран.
Календарь древних славян был
лунно-солнечный; счет дней в нем в пределах месяцев
начинался от новолуния. Два года имели по
354 дня (12 лунных месяцев по 29 и 30 дней),
а третий год — 384 дня (354 + 30). Начало
года приходилось на весеннее новолуние
(около 1 марта). Названия месяцев были
связаны со сменой сезонов и
сельскохозяйственными работами: травень (когда прорастала
первая весенняя трава), серпень (время
жатвы), листопад, студень и т. д. С введением
христианства православная церковь
приняла юлианский календарь и эру от
«сотворения мира» («сотворение мира» церковь,
согласно византийской традиции, приурочила
к 5508 г. до Рождества Христова). Новый год
(с 1492 г.) начинался 1 сентября. Такая
система счисления времени продержалась до
конца 17 в., когда Петр I провел реформу
календаря. Он перенес начало года на 1 января и
ввел эру от Рождества Христова. Сейчас она
принята в исторической науке и называется
новой эрой (н. э.).
Введение общепринятой эры и январского
начала года облегчало для России торговые,
научные и культурные связи. Однако
сохранялся юлианский календарь, и уже в 19 в.
Россия почувствовала серьезные неудобства
из-за календарной изолированности. В
частном порядке григорианский календарь
употреблялся в министерствах иностранных дел,
финансов, путей сообщения, внутренних дел,
на коммерческом и военном флоте, а также
на астрономических метеорологических
службах. Против григорианского календаря
выступали правительство и православная
церковь, так как ее каноны и учет
хронологических циклов были связаны с юлианским
календарем.
Реформа календаря была проведена после
Октябрьской революции 1917 г. Декрет
Совнаркома определил, что после 31 января
1918 г. следует считать не 1 февраля, а
14 февраля. Теперь у нас Новый год
отмечается два раза: 1 января по новому стилю и
13 января по старому стилю.
Редукция дат .
Перевод дат византийской эры.
а) Даты сентябрьского года. Если событие
приходится на месяцы с января по август,
следует вычитать 5508 лет; если событие
приходится на месяцы с сентября по декабрь,
следует вычитать 5509 лет.
б) Даты мартовского года. Если событие
приходится на месяцы с марта по декабрь,
следует вычитать 5508 лет, а если на январь
и февраль — вычитать 5507 лет.
Перевод дат с юлианского календаря на
григорианский.
а) Даты переводятся прибавлением к числу
месяца:
10 дней для 16 в. (с 1582 г.) — 17 в.,
11 дней для 18 в. (с 1 марта 1770 г.),
12 дней для 19 в. (с 1 марта 1800 г.),
13 дней для 20 в. (с 1 марта 1900 г.) — 21 в.,
14 дней для 22 в. (с 1 марта 2100 г.).
б) В 21 в. разница между юлианским и
григорианским календарями составит 13 дней,
как и в 20 в., так как 2000 г., которым
заканчивается 20 в., будет високосным и по
юлианскому и григорианскому календарю. Разница
увеличится только в 22 в.
в) Изменяется число дней при переводе дат
с юлианского на григорианский календарь за
счет дополнительного дня, которым
оканчивается февраль високосного года (29 февраля),
поэтому разница увеличивается с 1 марта.
г) Века заканчиваются годами с двумя
нулями на конце, и следующий век
начинается с 1-го года — 1601, 1701, 1801, 1901, 2001
(3-е тысячелетие) и т. д.