Энциклопедический словарь
юного историка

История России

       

Флот

Официальной датой зарождения российского флота считается 20 октября 1696 г., когда Боярская дума после обсуждения взятия русскими войсками турецкой крепости Азов признала важность морской силы для России и постановила: «Морским судам быть». Но российский флот имеет и богатейшую предысторию.

В 9 — 10 вв. киевские князья, используя флот из тысяч ладей, неоднократно совершали походы по Черному морю на Византию. Новгородские мореходы тогда же начали освоение Балтийского моря, ведя оживленную торговлю с другими странами. После объединения русских земель необходимость в морской силе Российского государства стала особенно очевидной. В 1569 г. Иван Грозный с целью защиты русской торговли от пиратов, которые «разбойным обычаем корабли разбивают, товары грабят и из многих земель в наше государство дорогу торговым людям затворяют», принял на службу флот из 17 иностранных кораблей, но неудачная Ливонская война лишила страну выхода к морю. В 1668 Г. была предпринята новая попытка создания организованной морской силы. В селе Дединово Коломенского уезда для охраны русской торговли на Каспии был построен первый русский военный корабль — 22-пушечный фрегат «Орел», ушедший затем с четырьмя другими судами в Астрахань.

Начало создания отечественного флота прочно связано с именем Петра I, именно благодаря его упорству Россия обрела флот (см. Петр I и реформы первой четверти 18 в.). 26 — 27 июля 1714 г. российский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу — у полуострова Гангут был разгромлен отряд шведских кораблей, фрегат и 6 галер были взяты в плен.

Флот Петра Великого. Картина художника Е. Е. Лансере.

Последовавшие затем победы при Эзеле и Гренгаме утвердили господство русского флота на Балтике. Главной его базой стал Кронштадт. Попытка Петра I в этот же период создать флот на Азовском и Черном морях окончилась неудачей — поражение русской армии во время Прутского похода вынудило Россию уничтожить построенный в Воронеже флот и вернуть туркам Азов и Таганрог. К 1725 г. для русского флота было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин и сотни мелких судов.

При преемниках Петра I флот пришел в упадок. Так, в 1741 г. на Балтике оказались боеспособными лишь 13 линейных кораблей и 3 фрегата. Однако начавшееся с воцарением Екатерины II возрождение флота позволило ему сыграть важнейшую роль в войне с Турцией в 1768 — 1774 гг. В 1769 — 1770 гг. из Балтики в Средиземное море были посланы две эскадры. Действуя под командованием графа А. Г. Орлова, они вызвали мощное восстание в Греции, парализовали турецкую торговлю в Восточном Средиземноморье и нанесли ряд поражений противнику, одно из которых стало величайшей победой русского флота. 26 июня 1770 г. русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова блокировала в Чесменской бухте турецкую эскадру, в результате дерзкой ночной атаки русских брандеров она была полностью уничтожена. Эта победа стала символом мощи русского флота.

Победоносные войны с Турцией создали условия для возрождения морской силы России на Черном море, и 2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 русских военных кораблей, положив начало созданию Черноморского флота и его главной базы — Севастополя.

Спустя четыре года русские моряки под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова (1745 — 1817) приняли активное участие в новой войне с Турцией 1787 — 1791 гг., где одержали блестящие победы над численно превосходящим турецким флотом при Фидониси, Керчи, Тендре, Калиакрии.

18 февраля 1799 г., во время войны с Францией, черноморская эскадра под командованием Ушакова после перехода в Средиземное море предприняла невиданный в истории штурм с моря считавшейся неприступной французской крепости Корфу. После двухдневных боев крепость пала.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в 1820 г.
В 1819 — 1821 гг. парусные военные шлюпы под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева совершили первую русскую кругосветную антарктическую экспедицию. Картина художника М. М. Семенова.

Но не только боевыми победами отличался русский флот. В первой половине 19 в. его корабли предприняли целую серию кругосветных плаваний. Первое из них было совершено в 1803 — 1806 гг. шлюпами «Надежда» и «Нева» под командованием молодых офицеров — И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисян- ского. Во время другого кругосветного плавания в январе 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» под началом Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыли последний неизвестный материк — Антарктиду (см. Арктики и Антарктики освоение).

В Крымскую войну 1853 — 1856 гг. русские моряки под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина особенно отличились в ходе 349-дневной обороны Севастополя, ставшей символом стойкости и героизма русских матросов и солдат. Эта же война выявила отсталость парусного флота России. Во второй половине 19 в. начинается активное строительство российского парового и броненосного флота. К началу 20 в. Россия превратилась в третью по силе морскую державу. В 1898 г. английский флот насчитывал 355 боевых кораблей, французский — 204, русский — 107 и германский — 77. Всего за этот период в России было построено 482 корабля, среди них — 53 броненосных корабля, 56 крейсеров, 211 торпедных судов. Начавшаяся в январе 1904 г. война с Японией выявила серьезные недостатки в организации морской силы России (см. Русско-японская война 1904 — 1905 гг.). Базировавшаяся в Порт-Артуре Первая эскадра русского Тихоокеанского флота после трагической гибели ее командующего — адмирала С. О. Макарова была блокирована в базе и уничтожена противником. Посланная в октябре 1904 г. с Балтики с целью деблокады Порт-Артура Вторая эскадра под командованием адмирала 3. П. Рожественокого была встречена в Цусимском проливе японским флотом и разгромлена в двухдневном сражении 14 — 15 мая 1905 г. Всего же в 1904 — 1905 гг. русский флот потерял потопленными и захваченными в плен 69 боевых и вспомогательных кораблей.

Страна практически лишилась Тихоокеанского и Балтийского флотов. Начавшаяся во время войны революция захватила и флот, превратив его в один из самых радикальных элементов общества — в 1905 — 1907 гг. в революционных выступлениях на флоте приняли участие экипажи 22 кораблей и свыше 20 тыс. матросов береговых частей.

В ходе первой мировой войны 1914 — 1918 гг. российский флот выполнял задачи поддержки сухопутных войск и нарушения коммуникаций противника. После свержения монархии в марте 1917 г. матросы Балтийского и Черноморского флотов становятся активными участниками революции. В октябрьском вооруженном перевороте 24 — 25 октября 1917 г. в Петрограде приняли участие 11 кораблей и 10 тыс. матросов-балтийцев (см. Октябрьская революция 1917 г.).

Уже первая революционная волна нанесла огромный ущерб русскому флоту. В марте 1917 г. жертвами стихийного матросского террора в базах Балтийского флота стали более 120 офицеров (в их числе — командующий флотом), около 600 были ранены или подверглись насилию. В декабре 1917 — феврале 1918 г. стихия матросского террора охватила Черноморский флот. Его жертвами стали 62 адмирала и офицера. Заключение сепаратного Брестского мира с Германией, разразившаяся гражданская война 1917 — 1922 гг. практически уничтожили русский флот. Уцелела лишь часть блокированного в Кронштадте Балтийского флота; флот на Севере, Тихом океане перестал существовать. Боеспособные корабли Черноморского флота, эвакуировавшие из Крыма армию барона П. Н. Врангеля, были интернированы во французской базе Бизерта (Тунис) и до ноября 1924 г. оставались под Андреевским флагом, сохраняя традиции российского флота.

К 1921 г. в составе российского флота насчитывалось лишь несколько десятков наполовину укомплектованных экипажами кораблей, требовавших срочного и капитального ремонта. Народный комиссар по военным и морским делам М. В. Фрунзе, оценивая состояние флота после гражданской войны, писал: «В сумме это означало, что флота у нас нет». Лишь в 1926 г. началось строительство нового флота, его основу должны были составить «москитные силы» — подводные лодки, сторожевые корабли и торпедные катера.

В конце 30-х гг. высшее политическое руководство СССР осознало необходимость для государства мощного и современного океанского флота, «достойного великой Советской державы». В основе этого решения находилась обострившаяся международная обстановка, а также неспособность советского Военно-Морского Флота ввиду отсутствия у него крупных и современных боевых кораблей поддержать советский внешнеполитический курс в период гражданской войны в Испании 1936 — 1939 гг. Новой программой было предусмотрено строительство кораблей всех классов, включая линейные корабли и авианосцы. Всего же с конца 20-х гг. до 1941 г. на верфях было заложено 533 боевых корабля, не считая катеров, в том числе и самые большие в мире линейные корабли типа «Советский Союз».

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война застала флот в самом начале его строительства. Незавершенность кораблестроительных программ и континентальный характер войны предопределили вспомогательный характер действий советского флота, главными задачами которого стали действия по обороне своих баз, защите собственных и нарушению вражеских коммуникаций, а также содействию сухопутным войскам.

В целом в ходе войны с Германией в 1941 — 1945 гг. и ее союзниками советский Военно-Морской Флот выполнил все основные задачи, поставленные перед ним. Противник не мог беспрепятственно использовать море для поддержки стратегически важных коммуникаций, германское командование не осуществило ни одного сколь-ни- будь важного в оперативно-стратегическом отношении морского десанта, в то время как советский ВМФ осуществил целый ряд масштабных и стратегически важных десантных операций. Северный флот успешно обеспечивал безопасность стратегических союзных конвоев и деятельность Северного морского пути, имевшего важнейшее значение для всего хозяйственного механизма страны. Большая заслуга в выполнении флотом своих задач принадлежала командованию флотом во главе с наркомом ВМФ адмиралом Н. Г. Кузнецовым.

В то же время крайне неблагоприятное для флота развитие событий на сухопутном фронте, ряд серьезных просчетов в развитии флота и системы его управления привели к тому, что советский ВМФ, не имея перед собой равноценного противника, понес тяжелейшие потери, составившие от числа имевшихся к началу войны: 33% линкоров, 33% крейсеров, 77% эскадренных миноносцев и лидеров эсминцев, 78% подводных лодок, 43% сторожевых кораблей, 68% тральщиков специальной постройки, 88% торпедных катеров.

Действиями разнородных сил флота было уничтожено свыше 2500 боевых, вспомогательных и транспортных судов противника, потери ВМФ СССР составили 1138 боевых кораблей и судов, потери транспортного флота — 310 кораблей.

В послевоенный период в СССР был создан мощный и самый многочисленный за свою историю океанский флот, уступавший по силе только флоту США. В 70-е гг. ВМФ стал составной частью ракетно-ядерного потенциала страны, его главной ударной силой являлись атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами. После распада в 1991 г. Советского Союза ВМФ был поделен — Балтийский, Северный, Тихоокеанский флоты полностью вошли в состав ВМФ России. Корабли и базы Черноморского флота были разделены между Россией и Украиной.

Рейтинг@Mail.ru