Отечественная
история

Русь в 9 — начале 12 в.

В 9 — 10 вв. на восточнославянских землях складывается государство, получившее название Русь. Его ядром стал союз племенных княжеств полян (см. Происхождение и расселение восточных славян) с центром в Киеве. Первое упоминание Руси относится к 839 г. Происхождение названия Русь остается дискуссионным: наряду с наиболее разработанной точкой зрения о его северной, скандинавской, этимологии существуют мнения, что возникновение этого наименования связано с южными областями Восточной Европы.

К середине 9 в. на северной оконечности восточнославянского расселения — в районе озер Ильмень и Ладожского — сложилось политическое объединение, включившее в себя сло- вен, часть кривичей и финноязычного населения. Согласно «Повести временных лет», их племенными старейшинами был приглашен на княжение варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Одни ученые аргументируют скандинавское происхождение исторического Рюрика и отождествляют его с Рёриком Ютландским. Есть также мнения, что он был выходцем из поморских славян, проживавших на южном побережье Балтийского моря и поддерживавших традиционные связи с новгородскими (ильменскими) словенами. Его преемник Олег около 882 г. захватил и сделал своей столицей Киев. Олегу (882 — 912) наследовал Игорь (912 — 945), согласно летописи — сын Рюрика.

Его потомков принято именовать Рюриковичами (см. Династия Рюриковичей). Варяжское происхождение древнерусской правящей династии и присутствие в дружинах русских князей 9 — 10 вв. большого числа норманнов (по древнерусской терминологии — варягов) породили длительную (с 18 в.) дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывает сомнения как наличие местных корней восточнославянской государственности, так и активное участие в образовании Древнерусского государства выходцев из Скандинавии.

Меч, изготовленный русскими оружейниками. Надпись на клинке «Людота коваль».

Дискуссионными остаются вопросы о степени и характере этого участия. Поскольку черты государствообразования на Руси обнаруживают значительное сходство с тем, что происходило в других славянских странах, нет оснований полагать, что норманны оказали заметное воздействие на содержание данного процесса. Но во многом из-за того, что киевские князья благодаря постоянному притоку варяжских дружинников располагали значительным военным превосходством над князьями союзов племенных княжеств, им удалось объединить в составе государства все восточнославянские земли (чего не произошло ни у западных, ни у южных славян).

Подчинение союзов племенных княжеств происходило в течение 9 — 10 вв., как прави- ло, в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю автономию, будучи обвязан лишь выплачивать подать — дань. Она собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территорию подчиненного союза. Такой объезд со сбором дани назывался «полюдье». Вторым этапом была ликвидация местного княжения и назначение в качестве наместника представителя киевской династии.

Территории, управляемые князьями-наместниками киевского правителя, получили наименование «волость». Государство же в целом называлось Русь или Русская земля. Такая структура сложилась к концу 10 в., в княжение Владимира Святославича (980 — 1015), и просуществовала до второй трети 12 в. В состав Руси вошли все восточнославянские земли и территории некоторых финноязычных народов (мери, веси, муромы). Кроме того, существовало около 20 финно- и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Древнерусского государства, но были связаны с ним данническими отношениями.

Общественный строй на Руси формировался как феодальный (см. Феодализм). В конце 9 — начале 12 в. у восточных славян существовало несколько социально-экономических укладов. На раннем этапе преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей — дружиной. Она осуществляла сбор дани с земледельческого населения; полученный доход распределялся князем между дружинниками. В 10 — 11 вв. начинает складываться индивидуальная форма феодальной земельной собственности — вотчина. Первыми вотчинниками стали князья. В 11 в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины — бояр) и церкви. Часть крестьян начала переходить из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах и труд рабов-холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений.

Собор Св. Софии (Софийский собор) в Киеве.

В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» — бояре, затем шла «молодшая дружина» — детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему слою и несшего повинности в пользу государства или частных земледельцев, носила название «люди».

Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, — смерды. Во второй половине 11 в. появились «закупы» — так называли тех, кто попал в зависимость за долги. «Рядовичи» заключали договор («ряд») о службе феодалу на определенных условиях. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы — «холопы», «челядь».

Становление феодальных отношений и феодального государства сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс права Руси, называвшийся «Закон русский», первоначально бытовал в устной форме. В 10 в. некоторые его нормы были включены в договоры 911 и 944 гг. Руси с Византией. В княжение Ярослава Владимировича Мудрого (1019 — 1054) оформилась «Правда Ярослава», а при его сыновьях — «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую Краткую редакцию «Русской Правды». В начале 12 в. по инициативе киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 — 1125) создается новая, Пространная редакция «Русской Правды», дополненной Уставом Владимира Мономаха (см. Законодательство феодальной России).

Русь являлась крупнейшим государством Восточной Европы. В 9 в. наиболее опасным ее противником был Хазарский каганат. Некоторые восточнославянские общности находились одно время в зависимости от него. В 965 г. киевский князь Святослав Игоревич (начало 60-х гг. 10 в. — 972) нанес решающий удар Хазарии и положил конец ее существованию. Важной стороной внешней политики Руси стали отношения с крупнейшей державой Восточного Средиземноморья и Причерноморья — Византийской империей. Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами.

Трижды — в 860, 907 (Олег) и 941 гг. (Игорь) — русские войска подступали к столице Византии — Константинополю; ожесточенную войну вел с Византией на Балканах в 970 — 971 гг. князь Святослав. Результатом войн стали русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 гг.; их тексты сохранились до наших дней (см. Внешняя политика дореволюционной России).

Собор Св. Софии в Новгороде.

Серьезную опасность для южных границ Руси представляли набеги тюркских кочевых племен, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья, — печенегов (в 10 — первой половине 11 в.) и сменивших их в середине 11 в. половцев (кипчаков). Отношения здесь также не были однозначными: и с теми, и с другими русские князья не только воевали, но и нередко вступали в политические союзы (см. Печенеги и половцы).

Обширные связи поддерживала Русь и со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Византии.

В конце 80-х гг. 10 в. при князе Владимире Святославиче на Руси было введено в качестве государственной религии христианство в его православном (византийском) варианте, уже известное на Руси. К этому времени окончательно сформировалась территория Древнерусского государства и все восточнославянские земли перешли под власть князей Рюриковичей.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который заимствовала Русь по мере ее приобщения к христианству (из Византии, а также Болгарии, ставшей христианским государством с 865 г. и в свою очередь воспринявшей наследие славянских первоучителей Кирилла и Мефодия — создателей азбуки), сформировал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность была во многом обусловлена бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного — славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католичество, где языком церковной службы была латынь, незнакомая большинству населения). Уже в 11 в. появляется оригинальная древнерусская литература. К выдающимся литературным произведениям 11 — начала 12 в. относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерско- го», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть временных лет» — крупнейшее произведение летописного жанра. Все они дошли до нас в более поздних списках. Самые же ранние из сохранившихся книг, созданных на Руси, — переводные Остромирово Евангелие (1056 — 1057) и «Изборник» Святослава (1073).

Высокого уровня достигла древнерусская архитектура. Среди наиболее выдающихся ее памятников 11 — начала 12 в., дошедших до наших дней, — соборы Св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове, Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом (см. также ст. «Средневековая русская культура»).


Рейтинг@Mail.ru