В 9 — 10 вв. на восточнославянских землях
складывается государство, получившее
название Русь. Его ядром стал союз
племенных княжеств полян (см. Происхождение и
расселение восточных славян) с центром в
Киеве. Первое упоминание Руси относится к
839 г. Происхождение названия Русь остается
дискуссионным: наряду с наиболее
разработанной точкой зрения о его северной,
скандинавской, этимологии существуют мнения, что
возникновение этого наименования связано с
южными областями Восточной Европы.
К середине 9 в. на северной оконечности
восточнославянского расселения — в районе озер
Ильмень и Ладожского — сложилось
политическое объединение, включившее в себя сло-
вен, часть кривичей и финноязычного
населения. Согласно «Повести временных лет», их
племенными старейшинами был приглашен на
княжение варяг Рюрик с братьями Синеусом и
Трувором. Одни ученые аргументируют
скандинавское происхождение исторического
Рюрика и отождествляют его с Рёриком
Ютландским. Есть также мнения, что он был выходцем
из поморских славян, проживавших на южном
побережье Балтийского моря и
поддерживавших традиционные связи с новгородскими
(ильменскими) словенами. Его преемник Олег
около 882 г. захватил и сделал своей столицей
Киев. Олегу (882 — 912) наследовал Игорь
(912 — 945), согласно летописи — сын Рюрика.
Его потомков принято именовать
Рюриковичами (см. Династия Рюриковичей).
Варяжское происхождение древнерусской
правящей династии и присутствие в
дружинах русских князей 9 — 10 вв. большого числа
норманнов (по древнерусской
терминологии — варягов) породили длительную (с 18 в.)
дискуссию между так называемыми норманистами
и антинорманистами. Первые
отстаивали точку зрения о создании Древнерусского
государства скандинавами, вторые отрицали
это. В настоящее время у отечественных и
зарубежных исследователей не вызывает
сомнения как наличие местных корней
восточнославянской государственности, так и
активное участие в образовании
Древнерусского государства выходцев из Скандинавии.
Меч, изготовленный русскими оружейниками.
Надпись на клинке «Людота коваль».
Дискуссионными остаются вопросы о степени
и характере этого участия. Поскольку черты
государствообразования на Руси
обнаруживают значительное сходство с тем, что
происходило в других славянских странах, нет
оснований полагать, что норманны оказали заметное
воздействие на содержание данного процесса.
Но во многом из-за того, что киевские князья
благодаря постоянному притоку варяжских
дружинников располагали значительным
военным превосходством над князьями союзов
племенных княжеств, им удалось объединить
в составе государства все восточнославянские
земли (чего не произошло ни у западных, ни у
южных славян).
Подчинение союзов племенных княжеств
происходило в течение 9 — 10 вв., как прави-
ло, в два этапа. На первом этапе союз сохранял
внутреннюю автономию, будучи обвязан лишь
выплачивать подать — дань. Она собиралась
киевскими дружинными отрядами, которые
объезжали территорию подчиненного союза.
Такой объезд со сбором дани назывался
«полюдье». Вторым этапом была ликвидация
местного княжения и назначение в качестве
наместника представителя киевской династии.
Территории, управляемые
князьями-наместниками киевского правителя, получили
наименование «волость». Государство же в целом
называлось Русь или Русская земля. Такая
структура сложилась к концу 10 в., в
княжение Владимира Святославича (980 — 1015), и
просуществовала до второй трети 12 в. В
состав Руси вошли все восточнославянские
земли и территории некоторых финноязычных
народов (мери, веси, муромы). Кроме того,
существовало около 20 финно- и балтоязычных
племен, которые не входили непосредственно
в состав Древнерусского государства, но были
связаны с ним данническими отношениями.
Общественный строй на Руси формировался
как феодальный (см. Феодализм). В конце 9 —
начале 12 в. у восточных славян существовало
несколько социально-экономических укладов.
На раннем этапе преобладали
государственные формы феодальных отношений.
Господствующий класс был представлен
военно-служилой знатью русских князей — дружиной.
Она осуществляла сбор дани с
земледельческого населения; полученный доход
распределялся князем между дружинниками. В 10 —
11 вв. начинает складываться индивидуальная
форма феодальной земельной
собственности — вотчина. Первыми вотчинниками стали
князья. В 11 в. развивается землевладение
дружинников (в первую очередь верхушки
дружины — бояр) и церкви. Часть крестьян
начала переходить из разряда
государственных данников в зависимость от частных
землевладельцев. Вотчинники использовали в своих
хозяйствах и труд рабов-холопов. Но ведущую
роль продолжали играть
государственно-даннические формы феодальных отношений.
Собор Св. Софии (Софийский собор) в Киеве.
В социальной структуре древнерусского
общества верхнюю ступеньку занимали князья
Рюриковичи. Следом стояла «старейшая
дружина» — бояре, затем шла «молодшая
дружина» — детские и отроки. Основная масса
сельского и городского населения, не
принадлежавшего к господствующему слою и несшего
повинности в пользу государства или частных
земледельцев, носила название «люди».
Существовала особая категория полувоенного,
полукрестьянского населения, зависимого от
князя, — смерды. Во второй половине 11 в.
появились «закупы» — так называли тех, кто
попал в зависимость за долги. «Рядовичи»
заключали договор («ряд») о службе феодалу на
определенных условиях. Низшую ступеньку
социальной иерархии занимали рабы —
«холопы», «челядь».
Становление феодальных отношений и
феодального государства сопровождалось
формированием правовой системы. Кодекс права
Руси, называвшийся «Закон русский»,
первоначально бытовал в устной форме. В 10 в.
некоторые его нормы были включены в договоры
911 и 944 гг. Руси с Византией. В княжение
Ярослава Владимировича Мудрого (1019 —
1054) оформилась «Правда Ярослава», а при
его сыновьях — «Правда Ярославичей», в
совокупности составившие так называемую
Краткую редакцию «Русской Правды». В
начале 12 в. по инициативе киевского князя
Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 —
1125) создается новая, Пространная редакция
«Русской Правды», дополненной Уставом
Владимира Мономаха (см. Законодательство
феодальной России).
Русь являлась крупнейшим государством
Восточной Европы. В 9 в. наиболее опасным ее
противником был Хазарский каганат.
Некоторые восточнославянские общности
находились одно время в зависимости от него. В 965 г.
киевский князь Святослав Игоревич (начало
60-х гг. 10 в. — 972) нанес решающий удар Хазарии
и положил конец ее существованию.
Важной стороной внешней политики Руси
стали отношения с крупнейшей державой
Восточного Средиземноморья и
Причерноморья — Византийской империей. Периоды
мира, во время которых процветали торговые
связи, сменялись военными конфликтами.
Трижды — в 860, 907 (Олег) и 941 гг.
(Игорь) — русские войска подступали к
столице Византии — Константинополю;
ожесточенную войну вел с Византией на Балканах в
970 — 971 гг. князь Святослав. Результатом
войн стали русско-византийские договоры
907, 911, 944 и 971 гг.; их тексты сохранились
до наших дней (см. Внешняя политика
дореволюционной России).
Собор Св. Софии в
Новгороде.
Серьезную опасность для южных границ
Руси представляли набеги тюркских кочевых
племен, обитавших в степной зоне Северного
Причерноморья, — печенегов (в 10 — первой
половине 11 в.) и сменивших их в середине
11 в. половцев (кипчаков). Отношения здесь
также не были однозначными: и с теми, и с
другими русские князья не только воевали, но
и нередко вступали в политические союзы (см.
Печенеги и половцы).
Обширные связи поддерживала Русь и со
странами Центральной и Западной Европы.
В частности, русские князья заключали
династические браки с правителями Германии,
Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии,
Польши, Венгрии, Византии.
В конце 80-х гг. 10 в. при князе Владимире
Святославиче на Руси было введено в качестве
государственной религии христианство в его
православном (византийском) варианте, уже
известное на Руси. К этому времени окончательно
сформировалась территория Древнерусского
государства и все восточнославянские земли
перешли под власть князей Рюриковичей.
Синтез славянской дохристианской
культуры с тем культурным пластом, который
заимствовала Русь по мере ее приобщения к
христианству (из Византии, а также Болгарии,
ставшей христианским государством с 865 г. и
в свою очередь воспринявшей наследие
славянских первоучителей Кирилла и Мефодия —
создателей азбуки), сформировал
феномен русской средневековой культуры. Ее
оригинальность была во многом обусловлена
бытованием в качестве языка церковной
службы и вследствие этого становлением в
качестве литературного — славянского языка,
понятного всему населению (в отличие от
Западной Европы и славянских стран, принявших
католичество, где языком церковной
службы была латынь, незнакомая
большинству населения). Уже в 11 в. появляется
оригинальная древнерусская литература. К
выдающимся литературным произведениям 11 —
начала 12 в. относятся «Слово о законе и
благодати» митрополита Илариона, «Сказание о
Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерско-
го», «Поучение» Владимира Мономаха и
«Повесть временных лет» — крупнейшее
произведение летописного жанра. Все они дошли до
нас в более поздних списках. Самые же ранние
из сохранившихся книг, созданных на Руси, —
переводные Остромирово Евангелие (1056 —
1057) и «Изборник» Святослава (1073).
Высокого уровня достигла древнерусская
архитектура. Среди наиболее выдающихся ее
памятников 11 — начала 12 в., дошедших до
наших дней, — соборы Св. Софии в Киеве и
Новгороде, Спасский собор в Чернигове,
Георгиевский собор Юрьева монастыря под
Новгородом (см. также ст. «Средневековая русская
культура»).