Белое движение — идеология и политика
части политических противников
большевиков — белогвардейцев в годы
гражданской войны (см. Граэюданская война и военная
интервенция 1918 — 1922 гг.). Несмотря на
свою аморфность, оно обладало
специфическими чертами, позволяющими
рассматривать его как самостоятельное направление в
общем потоке политических течений в
России в 1917— 1920 гг.
Зарождение Белого движения относится к
весне — лету 1917 г. В этот период некоторые
деятели кадетской партии (см. Политические
партии) и часть
генералитета под воздействием
разгула анархии в стране и
резкого падения воинской
дисциплины на фронте,
вызванных революционными
событиями, стали
консолидироваться в единый блок с
целью установления власти «твердой
руки» — военной диктатуры. Лидеры Белого
движения утверждали, что только они могут
покончить с анархией и сохранить Россию как
великую державу. На роль диктатора они
выдвигали популярного в стране и армии
генерала Л. Г. Корнилова, занимавшего летом 1917 г.
пост верховного главнокомандующего.
Организованное в августе корниловское
выступление было подавлено, а сам генерал и его
сподвижники — арестованы. После захвата
власти большевиками наступил новый этап в
развитии Белого движения (см. Октябрьская
революция 1917 г.). Его лидеры выступили с
патриотических позиций, противопоставляя
их большевистским идеям «классовой борьбы
и пролетарского интернационализма».
Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Памятник участникам Белого движения.
Идеологи Белого движения (В. В. Шульгин,
Н. Н. Львов, П. Б. Струве и др.) проповедовали
«национальную идею», в соответствии с
которой все «государственно мыслящие» граждане
должны объединиться во имя «спасения
великой единой и неделимой России от засилья
Интернационала». Провозглашались
приоритет православной религии, верность
историческим началам отечества, выдвигался лозунг
«непредрешения» государственного строя
России. При этом утверждалось, что после
победы над большевиками на какой-то период
будет установлена военная диктатура, а после
наведения порядка в стране коренные
социальные и политические проблемы — форма
государственного строя, аграрный и рабочий
вопросы, взаимоотношения с нерусскими
народами бывшей Российской империи —
решит законодательное собрание типа земского
собора. Лозунг «непредрешения»
государственного строя России привлек поначалу в
Белое движение кадетов и часть офицерского
корпуса русской армии, а также
представителей демократических партий — меньшевиков
и эсеров.
Первый документ, определивший основные
позиции Белого движения,
изменявшиеся затем в
связи с поражениями или
успехами белогвардейцев на
фронтах гражданской
войны, — «Политическая
программа генерала
Корнилова». Она была выработана в
декабре 1917 г. созданным в
Новочеркасске Донским
гражданским советом.
Совет возглавляли генералы
М. В. Алексеев, Л. Г. Корнилов и А. М.
Каледин. Он объединял представителей
Добровольческой (Белой) армии, кадетов, эсеров и
других.
Центральным пунктом
«Политической программы генерала Корнилова»
являлась установка на создание в стране
«временной сильной верховной власти из
государственно мыслящих людей». Под ними
подразумевались генералы — организаторы
Добровольческой армии и поддерживавшие
их политические деятели — от монархистов
до кадетов. Эта «сильная верховная власть»
должна была восстановить частную
собственность, осуществить денационализацию
промышленности, остановить раздел и передел
земли, создать новую русскую армию «на
началах подлинной воинской дисциплины»,
т. е. без войсковых комитетов, выборных,
командиров и комиссаров. Затем предполагалось
созвать «хозяина земли русской» —
Учредительное собрание, призванное «окончательно
сконструировать государственный строй» и
решить все коренные социальные и
политические проблемы страны, в том числе аграрную
и национальную.
В корниловской программе
подразумевался созыв нового Учредительного
собрания, а не того, которое было избрано по
спискам осени 1917 г. и где большинство имела
партия эсеров. К верховной власти новое
Учредительное собрание должны были привести
лидеры Белого движения после победы над
большевиками. Корниловская программа носила отпечаток неопределенности и
незавершенности. В ней не говорилось ни о
реставрации монархии, ни о возможном учреждении
республики. В этом сказалось стремление не
только расширить свою политическую базу за
счет приверженцев республиканского строя,
но и прикрыть монархические настроения
ряда лидеров Белого движения, так как идея
монархии после Февральской революции
1917 г. была непопулярна в глазах народа.
В дальнейшем Белое движение развивалось
под воздействием происходивших в России
драматических событий. Наиболее
существенным из них был грабительский Брестский
мир, подписанный Советским правительством
с Германией в марте 1918 г. на тяжелых
условиях. Только когда поруганный
демократизм (роспуск Учредительного собрания в
январе 1918 г.) дополнился оскорбленным
патриотизмом, возник тот фундамент, на котором
развернулось мощное антибольшевистское
движение со своим авангардом — Белым
движением. Брестский мир больно ударил по
чувствам тех людей, которые традиционно
воспитывались в духе российского патриотизма.
Прежде всего это было офицерство,
вышедшее из дворянской и разночинной среды, и
интеллигенция, тесно связанная со старым государственным строем. Именно эта часть
населения в основном пополняла после
подписания Брестского мира ряды Белого движения.
Весной 1918 г. Белое движение стало
концентрироваться на Дону и Кубани.
Формировавшаяся там Добровольческая (Белая) армия
рассматривала свою вооруженную борьбу с
большевиками как продолжение первой
мировой войны. В большевиках многие
добровольцы видели не только узурпаторов власти,
но и немецких агентов.
К осени 1918 г. размежевание политических
сил в стране резко усилилось. По одну сторону
оказался большевистский лагерь, по
другую — антибольшевистский, часть которого
на первых порах действовала соединенным
эсеро-меныыевистским фронтом, часть —
только белогвардейским. В дальнейшем
взаимоотношения эсеро-меныпевистских и
белогвардейских элементов в их
антибольшевистской борьбе менялись, пока, наконец, не
привели к возобладанию в ней национальной,
или «белой», идеи, на ней и базировалось все
Белое движение — наиболее сильный
противник большевиков в годы гражданской войны.