Учебное пособие

Слесарное дело

       

§ 1. Сущность и назначение шабрения

Шабрением называется окончательная отделочная обработка поверхности деталей снятием (соскабливанием) с отдельных участков тонкого слоя металла специальным режущим инструментом — шабером. Шабрение по своему характеру относится к той же группе работ, что и шлифование, тонкое точение, доводка, притирка.

Шабрению предшествует чистовая механическая обработка резанием.

В общем машиностроении шабрение применяется при обработке поверхностей скольжения и направляющих поверхностей, чтобы обеспечить в трущейся паре наименьшие потери на трение и наибольшую точность прилегания деталей. Так, шабрению подвергают направляющие станин, столов, кареток, суппортов, а также поверхности подшипников скольжения. Шабрение часто применяют для обработки рабочих поверхностей измерительных инструментов и точных опорных поверхностей контрольно-измерительных приборов.

Объем ручного шабрения в настоящее время значительно сокращается за счет применения шлифования.

По сравнению с поверхностью, обработанной абразивными материалами (например, шлифованной), шабренная поверхность обладает большей износостойкостью, так как не имеет остатков абразивных зерен, ускоряющих износ, лучше удерживает смазку благодаря «разбивке» — наличию рисок.

Шабером снимают очень тонкие стружки толщиной 0,002— 0,005 мм, поэтому припуск на шабрение должен быть небольшим. Эти припуски зависят от ширины и длины обрабатываемой поверхности или диаметра и длины обрабатываемого отверстия.

Шабрение является трудоемкой операцией, производительность, а также качество шабрения в значительной мере зависят от предварительной обработки детали.

Большие поверхности перед шабрением обрабатывают на строгальных, фрезерных или шлифовальных станках, а небольшие поверхности — напильниками. Шабрению отверстий подшипников обычно предшествует их расточка.

Хорошо подготовленной считается такая поверхность, у которой высота неровностей при проверке линейкой на просвет не превышает 0,1 мм у деталей длиной до 500 мм и 0,2—0,3 мм у деталей большей длины.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru