Слесарь
жестянщик

Глава IV. Изготовление воздуховодов и фасонных частей из винипласта

Заменителем листового металла, применяемым в промышленной вентиляции для изготовления воздуховодов, особенно таких, по которым перемещается воздух, насыщенный парами кислот, является листовой винипласт. Винипласт — химический продукт, выпускается промышленностью в виде листов толщиной 1—20 мм, длиной 1300—1500 мм и шириной 500, 700 и 840 мм. Он обладает высокими антикоррозийными электроизолирующими и кислотоупорными свойствами, т. е. не разрушается от действия кислорода воздуха в сырых помещениях, не проводит электричество и не разрушается от действия воздуха, насыщенного парами кислот. При соответствующей обработке легко принимает любую форму, легко режется, в подогретом виде легко гнется, склеивается и сваривается.

При добавлении красителей винипласт приобретает различные расцветки, он имеет красивый внешний вид и совершенно гладкую поверхность.

Благодаря этим свойствам и меньшей стоимости по-сравнению с нержавеющими сталями винипласт в последнее время получил применение в промышленной вентиляции для изготовления из него воздуховодов и фасонных частей.

Разметка листового винипласта не отличается от разметки другого листового материала.

Линии размечают при помощи цветного карандаша.

Для разметки на винипласте нельзя пользоваться металлическими чертилками, так как они оставляют риски, уменьшающие его прочность, особенно для деталей, размечаемых для гнутья. Винипласт режется на обычных циркульных пилах с диаметром диска 250 мм и числом оборотов около 2500 в минуту. Большее число оборотов не рекомендуется, во избежание перегрева, оплавления и обугливания кромок винипласта. Винипласт разрезают ручной ножовкой по металлу. Тонкий винипласт режется ножом.

Винипласт после предварительного подогрева поддается изгибанию и может принимать необходимую форму. Соединение деталей из винипласта между собой производится сваркой. Для сварки применяются специальные электровоздушные горелки.

Винипласт становится пластичным и начинает расплавляться при температуре воздуха 190—210°; при этой температуре и давлении воздуха, выходящего из сопла горелки в 0,7—1,0 кг/м2, он начинает склеиваться. Для сварки применяются сварочные прутки из винипласта толщиной 2—4 мм. Сварка деталей из винипласта может производиться внахлестку и в стык. Для сварки в стык необходимо механическим способом обрабатывать кромку под углом 60—70° во всю толщину листа; между свариваемыми кромками оставляется зазор 0,5—1 мм. Подготовленные к сварке детали должны быть прочно закреплены. Практически процесс сварки заключается в одновременном местном прогреве сварного шва свариваемых деталей и сварочного прутка до 190—210°. При такой температуре материал деталей и пруток начинают размягчаться и сварочный пруток заполняет шов. При сварке пруток держат перпендикулярно к шву и слегка нажимают на него, чтобы шов лучше склеивался.

Для изгибания листов винипласта и придания им цилиндрической формы листы винипласта нагреваются различными способами до температуры 130—140°. При этой температуре винипласт становится мягким и при небольших усилиях приобретает форму соответствующего шаблона.

Фланцы на винипластовые воздуховоды могут быть поставлены как из угловой стали, так и из винипласта толщиной 6—8 мм.

Для вентиляционных систем чаще всего употребляется винипласт толщиной 2—5 мм. Толщина винипласта зависит от размеров воздуховодов.

Рейтинг@Mail.ru