Слесарь
жестянщик

2. Контактная сварка воздуховодов

Сварные воздуховоды изготовляются также на электросварочных машинах точечной и шовной контактной сваркой.

Контактная сварка — это особый вид электрической сварки, отличающийся тем, что металл не расплавляется, а только размягчается; поэтому контактная сварка применима для листового металла—толщиной от 0,5 мм.

Точечная сварка. Сущность точечной сварки заключается в следующем. Если через два листа стали, уложенных внахлестку, и сжимающих их два конусообразных .медных электрода (рис. 162) пропустить ток большой силы, то стальные листы в точке прохождения электрического тока разогреются. При достаточной силе тока температура нагрева будет настолько высокой, что сталь в этой точке начнет размягчаться и переходить в жидкое состояние. Если в этот момент выключить ток, не прекращая сжатие листов стали электродами, то в этой точке листы стали сварятся. Сваренное место имеет форму точки или кружка от 1—2 до 15—20 мм в диаметре, в зависимости от продолжительности нагрева и диаметра концов электродов.

Рис. 162. Схема точечной сварки: 1 и 2 — свариваемые листы; 3 и 4 — электроды сварочной машины

Продолжительность сварки стали в одной точке очень незначительна, так что за 1 час можно сделать сварку в 3 600 точках.

Передвигая листы стали, можно изготовить сварной точечный шов.

Преимущество точечной сварки заключается в том, что она пригодна для тонких листов стали. Недостатком ее является то, что шов получается не сплошным и, следовательно, не вполне герметичным.

Для точечной сварки применяется машина точечной сварки модель АТП-50 (рис. 163). Максимальная толщина свариваемых листов внахлестку 4 мм. Полезный вылет хобота 350 мм. Поэтому наибольшая длина свариваемого воздуховода или листа с двух концов может быть 700 мм. Сварка может производиться как «мгновенно», так и с выдержкой. Машина имеет переключатель с шестью ступенями регулирования и регулятор времени. Включение сварочного трансформатора связано с педальным механизмом.

Рис. 163. Машина точечной сварки модель АТП-50

Роликовая сварка. Для получения сплошного сварочного шва применяется роликовая сварка, которая является видоизменением точечной сварки. Листы стали зажимаются между электродами, которые имеют вид дисков (рис. 164). Верхнему электроду-диску сообщается прерывистое движение, нижний — вращается свободно. Сварка происходит с небольшими интервалами.

Рис. 164. Схема роликовой сварки

Ток пропускается в момент движения электродов. Под действием его стальные листы между электродами размягчаются и свариваются. Это происходит очень быстро. В следующий момент ток автоматически выключается, что необходимо для того, чтобы сталь не расплавилась. Одновременно электрод останавливается. Затем ток пропускается снова, и таким образом получается непрерывный сварной шов.

Для роликовой сварки применяется шовная электросварочная машина АШП-25. Максимальная толщина листов стали, свариваемых внахлестку, 2 мм. Полезный вылет хобота 400 мм. Скорость продольной сварки 0,86—3,43 м/мин, а поперечной сварки—0,71— 2,85 м/мин.

Рейтинг@Mail.ru