Слесарь
жестянщик

1. Изготовление шиберов

Наиболее распространенным типом шибера для воздуховодов диаметром до 500 мм является шибер, изображенный на рис. 160.

Шибер состоит из двух патрубков 1, кармана 2 и полотна 3.

Размер шибера считают по диаметру патрубка. Высоту патрубков обычно принимают от 100 до 150 мм, но не менее 100 мм. При помощи патрубков шибер присоединяется к линии воздуховодов фланцами или фальцами.

Рис. 160. Изготовление шибера для воздуховодов диаметром до 500 мм:
а — разрез; б — вид сверху; в — раскрой левой щеки кармана; г — раскрой правой щеки кармана; д — раскрой патрубка; е — последовательность операции по сборке патрубка с карманом; ж — детали задвижки

Карман состоит из двух щек—правой и левой, соединяемых между собой стоячим фальцем. Карман соединяют с патрубками лежачими фальцами, которые «заваливаются» на щеки или на патрубок. Ширину фальца принимают в зависимости от развеса стали, а именно: при стали весом до 4 кг/м2 — 4 мм, при стали весом до 6 кг/м2 — 5 мм и при стали весом до 8 кг/м2 — 9—10 мм.

Длина кармана зависит от диаметра патрубков и принимается равной 2,15D + 135 мм + 4 ширины фальца (D—диаметр патрубков). Высоту кармана принимают равной 7 мм + σ, где σ — толщина стали. Полотно задвижки в целях более плотного движения в кармане шибера рекомендуется делать из двух листов, соединенных па отбортовке. Длину полотна принимают равной 1,1D + 100 мм, ширину — 1,1D + 30 мм. На одном из полотен прибавляют припуск на отбортовку.

Полотно должно плотно прикрывать сечение патрубка. Для передвижения полотна в кармане шибера делается прорезь шириной 15 мм, по которой передвигается лапка из круглой стали диаметmром 6 мм, приклепанная к полотну. Для уменьшения подсоса воздуха в кармане вместо прорези и лапки, указанной в рисунке, делается лапка, проходящая через торец кармана.

Изготовление и сборка деталей шибера производятся следующим образом.

Сначала заготовляют патрубки по заданному диаметру и высоте.

Длина развертки патрубка равна πD плюс припуск на одинарный фальц шириной 8—12 мм, в зависимости от диаметра шибера. Ширина развертки равна высоте патрубка плюс припуск на двойной загиб одинарного фальца для соединения со щеками кармана и отбортовку на фланцы или фальцы для присоединения к воздуховоду.

После разметки патрубок вырезают, заготовляют фальцы, производят выкатку и соединение продольного фальца.

Щеки кармана размечают по размерам, указанным выше. Из листа кровельной стали вырезают заготовку длиной и шириной, подсчитанной в зависимости от диаметра патрубка. На этой заготовке проводят продольную ось (по длине). Радиусом, равным 0,55D + 15 мм + 2 или 3 ширины фальца, от краев заготовки на этой оси намечают центры и из этих центров указанным радиусом проводят полуокружности, по которым отрезают лишний материал. Из этого же центра на одной стороне размечают окружность с припуском на отбортовку — отверстие для патрубка. Отверстие вырезают ручными ножницами. Точно так же производят разметку и вырезку полотен.

Детали шибера собирают в следующем порядке. Сначала собирают правую и левую щеки с патрубками. Затем берут полотно и приклепывают к нему лапку. Перед сборкой щек кармана на зигмашине производят отбортовку фальцев, между щеками закладывают полотно и щеки соединяют фальцем.

Шибер должен иметь правильную гладкую прямоугольную или круглую форму. Во избежание подсоса воздуха карман со всех сторон должен быть плотно закрыт фальцами. В передней части кармана делают прорезь для прохода ручки шибера. Боковые части шибера соединяют между собой фальцами с таким расчетом, чтобы задвижка свободно двигалась.

Выдвинутая задвижка должна полностью открывать отверстие в воздуховоде, а в закрытом состоянии полностью закрывать его.

Рейтинг@Mail.ru