Слесарь
жестянщик

4. Изготовление воздуховодов круглого сечения механизированным способом

Одним из способов механизированного изготовления воздуховодов является заготовка отдельных участков длиной 710 мм с помощью семивалковой вальцовки ВМС-82 с последующим соединением их в звено заданной длины.

Семивалковая вальцовка ВМС-82 (рис. 121) предназначена для вальцовки звеньев круглых воздуховодов с одновременной прокаткой на одном конце звена валика жесткости и гофра. Станок имеет 7 валов — 3 пары рабочих и седьмой сгибающий Кровельная сталь обрабатывается последовательно проходя между валами. Первая пара валов захватывает лист и подает его в следующие валы. Вторая пара валов прокатывает валик жесткости, а третья — прокатывает гофр на конце эвена. На станке можно прокатать лист шириной до 710 мм и толщиной до 0,8 мм. После такой обработки заготовка поступает на станок ВМС-55У или ВМС-52У, на котором изготовляются продольные лежачие фальцы.

Рис. 121. Семивалковая вальцовка модель ВМС 82:
а — вид спереди, б — вид сбоку, в — план

На станке ВМС-55У одновременно производят прокатку двух лежачих фальцев для образования продольного замыкающего фальца. Эти фальцы прокатываются на краях свальцованной картины, заготовленной для воздуховода круглого сечения, из листовой стали толщиной до 1 мм. Прокатывают фальцы, как показано на рис. 122. Кроме того, на станке ВМС-55У можно прокатывать лежачие фальцы на отдельных листах стали, соединяемых в картины.

Рис. 122. Фальцепрокатный станок модель ВМС-55У:
а — общий вид станка, б — рабочий механизм станка

Станок ВМС-55У (рис. 122,а) состоит из металлической сварной станины 1 и укрепленного на ней стола 2, под которым расположен рабочий механизм 3. Передача движения рабочему механизму производится от электродвигателя 4 через редуктор 5.

Рабочий механизм станка (рис. 122,б) имеет 6 пар валиков, на концах которых надеты профилирующие ролики —верхние 6 и нижние 7, последовательно образующие правый и левый фальцы. Стол станка имеет два поворачивающихся крыла 8, образующих желоб. Желоб поддерживает воздуховод большого диаметра, когда прокатывается замыкающий фальц

Работа на станке производится, как показано на рис. 123.

Рис. 123. Приемы работы на станке ВМС-55У

При изготовлении прямого участка круглого воздуховода обе кромки заготовленного на вальцовке участка воздуховода заправляют одновременно в обе группы профилирующих роликов. Проходя между роликами, кромки постепенно приобретают нужную форму.

После прокатки производят проолифку кромок, затем фальцы соединяют вручную и закатывают (осаживают) на фальцеосадочном станке.

Фальцеосадочный станок модель ФО-1 (рис. 124) предназначен для осадки фальцев круглых и прямоугольных воздуховодов, углового фальца и лежачего фальца на листах стали, составляемых в картины с наибольшей длиной осаживаемого фальца 2 100 мм. Станок состоит из сварной станины 1, собранной из трех скрепленных между собой стоек, верхней балки 2, нижней балки 3 и каретки 4.

Рис. 124. Фальцеосадочный станок модель ФО-1

Каретка 4 имеет закатывающие ролики 5, которыми и производится осадка фальца. При закатке шва каретка перемещается при помощи ходового винта 6, вращающегося в гайке 7 каретки. Вращение ходовому винту передается ременной передачей 8 от электродвигателя 9.

Верхняя и нижняя балки воспринимают усилие закатки.

В передней части балок имеется откидная опора 10, которая поддерживает нижнюю балку при закатке фальца и откидывается, для снятия воздуховода.

В нижнюю балку вмонтирована зубчатая рейка И, служащая для получения рифлений при закатке лежачего фальца, что делает его более прочным. Для правильной установки откидной опоры 10 и закрепления нижней балки 3 служит эксцентрик с рукояткой 12, которая откидывается вверх. Станок следует пускать только при крайнем верхнем положении рукоятки.

До начала работы не станке нужно обжать фальцы на концах воздуховода. Затем опускают вниз рукоятку эксцентрика, освобождают и поднимают вверх откидную опору. После этого надевают на нижнюю балку заготовку с подготовленным и закрепленным на концах фальцем, опускают опору вниз и поднимают эксцентрик в верхнее положение за рукоятку 12. Выдвигают упоры 13, укрепляющие воздуховод в нужном положении, и устанавливают ролики каретки на фальце воздуховода, опуская их на него при помощи рукоятки 14. Пускают станок и производят осадку фальца, после чего останавливают станок и снимают готовое звено воздуховода.

Осадку лежачего фальца на листах картины производят таким же образом.

Осадка углового фальца производится после установки в каретке специальных роликов для углового фальца. При этом нижняя балка поворачивается зубчатой рейкой вниз.

Листы с угловым фальцем устанавливаются на балку с предварительно осаженным на краях и в середине швом.

Осадка шва производится, как было указано выше.

При работе на станке работающий должен строго следить за своей одеждой, которая должна быть застегнута на все пуговицы. Завязки на рукавах должны быть завязаны и заправлены. Волосы работающего должны быть, надежно убраны под головной убор. Эти меры необходимо предпринимать во избежание захвата одежды и волос незащищенным ходовым винтом.

Запрещается во время работы поправлять листы перед роликами.

Заготовленные таким образом отдельные короткие звенья воздуховодов собираются затем а более длинные участки.

Для этого гофрированный конец одного звена вставляют в гладкий конец другого и после этого поперечный стык прокатывают на приводной зигмашине С-237 или зигмашине с удлиненным хоботом, на которых устанавливают специальные профилированные ролики.

При прокатке звенья воздуховода на зигмашине устанавливают так, чтобы образованный с помощью семивалковой вальцовки ВМС-82 на звене валик жесткости совпал с третьим от конца вала выступом нижнего ролика, по которому он катится как по направляющей. Второй и первый выступы формуют рабочие соединительные зиги. Последующие звенья соединяются таким же образом. Швы располагаются вразбежку. Соединение получается плотным и надежным благодаря образованным двум валикам жесткости и развальцовке гофрированного конца звена внутрь воздуховода

Картины для звеньев воздуховода в зависимости от диаметра собираются из нескольких листов, соединяемых между собой по узкой стороне.

На картинах, изготовляемых механизированным способом, во всех случаях разрешается выполнять одинарные с отсечкой продольные и поперечные фальцы. Продольные фальцы у гофрированного конца воздуховода после закатки подрезаются на 8—10 мм и отгибаются внутрь на 180°.

Последовательность приемов изготовления воздуховодов описанным механизированным способом показана на рис. 125.

Рис.125. Последовательность приемов изготовления воздуховодов механизированным способом:
а — звено воздуховода после обработки на стайке ВМС-82; б — то же, после обработки иа станке ВМС-55У; в — то же, после осадки шва на станке ФО-1; г — деталь замыкающего продольного шва; д — соединение двух звеньев на приводной зигмашине С-237

Применяются и другие способы механизированного изготовления воздуховодов. Так, при размерах листа 1 000 х 2 000 мм, а также когда диаметр воздуховода позволяет использовать лист 710 х 1 420 мм по его длинной стороне, вместо семивалковой вальцовки применяют обычную вальцовку С-235.

Образование гофра и валика на одном конце звена производится в этом случае на зигмашине С-237 с помощью специальных роликов. Остальные операции —уплотнение шва и соединение отдельных звеньев между собой — производятся так, как было указано выше.

Кроме указанных способов, воздуховоды длиной до 2 100 мм могут быть изготовлены также из предварительно собранных механизированным способом картин с последующей их выкаткой в че-тьгрехвалковых листогибочных вальцах ГСТМ-81 и уплотнением шва на фальцеосадочном станке ФО-1.

Заготовленные участки воздуховодов поступают на офланцовку.

Готовые фланцы, размер которых должен быть на 2 мм больше наружного диаметра воздуховода, надевают вручную.

С 1956 г. трестом Промвентиляция применяется следующий способ соединения фланцев с воздуховодами.

Воздуховод с надетыми на него фланцами поступает вновь на зигмашину, на которой специальными роликами производится отбортовка конца воздуховода на зеркало фланца с одновременной прокаткой упорного зига. При таком способе фланец прочно сидит на воздуховоде, так как его держат упорный зиг и отбортовка.

С применением этого способа сокращается ряд операций: сверление отверстий во фланцах под заклепки, ручная клепка или прихватка фланца.

Рейтинг@Mail.ru