Сборка приспособлений

Скрепление узлов и деталей с корпусом

Если узлы и детали, установленные на приспособлении, прочно не закрепить, то под действием различных сил и сотрясений они могут изменить свое положение и, следовательно, точность приспособления быстро нарушится.

По этой причине при сборке приспособлений, испытывающих значительные усилия в работе, и приспособлений с высокими требованиями к жесткости, точности и сохранению размеров не всегда приемлемы распространенные в общем машиностроении способы скрепления узлов одними болтами или шпильками и гайками. Такое крепление обеспечивает неподвижность соединения только за счет одних сил трения.

Неподвижность элементов приспособлений гарантируется применением одного из следующих способов:

  1. ) введением дополнительных направляющих поверхностей;
  2. ) введением одного или двух дополнительных направляющих штифтов;
  3. ) дополнительным скреплением сваркой;
  4. ) склеиванием.

Эти способы находят различное применение в производстве, ,в зависимости от особенностей конструкции и от точности приспособления.

Примером соединения с дополнительными направляющими поверхностями служит скрепление с корпусом направления для протяжек (см. фиг. 77, г). Его хвостовая часть является этим дополнительным направлением. Если даже при наличии такого направления создается опасность поворота узла или детали, ставится еще дополнительный фиксирующий штифт. Детали без дополнительных направлений фиксируются двумя штифтами запрессованными на глухую посадку. Штифты должны располагаться возможно дальше друг от друга, только тогда создается надежное соединение корпуса, узлов и деталей.

Фиксирующие штифты могут иметь цилиндрическую или коническую направляющую поверхность. Несмотря на большую сложность изготовления, конические штифты лучше, так как позволяют с меньшими затратами производить переустановку деталей и узлов при ремонтах.

Несмотря на дешевизну и простоту скрепления сваркой, она применяется только при сборке не точных приспособлений. Это объясняется возможностью коробления корпуса и соединяемых с ним деталей. Обычно соединение сваркой производят в одной, двух точках кратковременным прикосновением электрода.

Появление высокопрочных универсальных клеев привело к использованию их в качестве весьма эффективных средств скрепления узлов и деталей в инструментальном производстве.

Для склеивания металлов и металлов с неметаллическими материалами в инструментальном производстве применяют карбинольный клей, универсальный клей БФ-2 и БФ-4, а также клеи марок ПУ-2 и ПК-5. Для склеивания резины с металлом и для склеивания неметаллических материалов находит применение клей марок 88 и ВФ-10.

Карбинольный клей применяется для склеивания при комнатной температуре и при нагреве. Соединение, полученное в результате склеивания таким клеем, не выдерживает нагрева выше 60—70° и отличается низкой морозостойкостью и плохой виброустойчивостыо. Однако отвердевший клей противостоит воздействию бензина, керосина и масел. Прочность соединений на карбинольном клее достаточно высока, и склеенные стальные поверхности выдерживают нагрузку на скалывание до 150—200 кг/см2.

Клей БФ-2 и БФ-4 представляют собой спиртовые растворы специальных смол. Процесс окончательного отвердения клея происходит при температуре 140—150°. Клеевое соединение отличается высокой прочностью, не уступающей карбинольному клею, и лучшей виброустойчивостью благодаря достаточной пластичности клеевого слоя. Термостойкость их несколько выше, чем у карбинольного клея, а морозостойкость также ограничена. Клеи БФ-2 и БФ-4 отличаются хорошей масло- и бензостойкостыо и удовлетворительной водостойкостью.

Клей БФ-10 употребляется в производстве приспособлений для приклеивания резины к металлу и при вулканизации сырой резины к металлической арматуре горячим способом.

Особенно широко используются клеевые соединения при сборке приспособлений системы СРП. Склеивание производится клеевой пленкой НИАТ, изготовленной из клея БФ-4 в виде прямоугольных листов толщииой 0,1—0,15 мм. Перед склеиванием детали должны быть очищены и поверхности их обезжирены. Склеивание хорошо удается на гидравлических прессах с электрическими нагревательными устройствами, обеспечивающих давление 5—10 кг/см2. Процесс склеивания ведется при температуре 145—150° с выдержкой под давлением в течение одного часа.

Можно вести склеивание и в электрическом шкафу при соответствующей температуре, применяя для обжатия деталей обычые слесарные струбцинки.

При склеивание стали со сталью, стали с чугуном и чугуна с чугуном соединение выдерживает давление на сдвиг до 260— 280 кг/см2 и на разрыв до 300—345 кг/см2. Это позволяет использовать клеевые соединения при сборке сверлильных, фрезерных и других приспособлений. Ни керосин, ни эмульсия не оказывают влияния на прочность такого соединения.

Использованное приспособление можно легко разобрать на детали и узлы, погрузив его в ванну с ацетоном или нагрев до температуры 200—220°. Разобранные узлы и детали применяются при изготовлении приспособлений.

Рейтинг@Mail.ru