Учебное пособие

Санитарно-технические работы

       

§ 21. Арматура для санитарно-технических систем

В санитарно-технических системах применяют арматуру, которая в зависимости от назначения разделяется на запорную — для выключения отдельных участков или всего трубопровода; регулирующую — для изменения количества протекающей по трубопроводу среды; водоразборную — для разбора воды у санитарных приборов, контрольную — контрольные краны, указатели уровня, трехходовые краны для манометров. Каждый из видов арматуры обычно предназначен для определенной перемещаемой среды: холодной или горячей воды, пара, коррозионных сред и др. Конструкция арматуры зависит от условий ее работы, назначения и других факторов. Материалы для изготовления ее деталей должны удовлетворять ряду требований, зависящих в основном от условий эксплуатации.

Задвижки служат в качестве запорной арматуры. По конструкции затвора задвижки бывают параллельные и клиновые с выдвижным и невыдвижным шпинделем.

Параллельная задвижка с выдвижным шпинделем (рис. 41,а), изготовленная из чугуна, с трубопроводом соединяется фланцами с помощью болтов. При вращении маховичка 14 влево до отказа шпиндель 7 вместе с дисками 3 и клином 2 опускается вниз, клин раздвигает диски, которые прижимаются к бронзовым кольцам 1 и закрывают проход задвижки. Чтобы задвижка не пропускала воду, диски плотно притираются к кольцам. При вращении маховичка вправо шпиндель вместе с дисками и клином поднимается вверх и открывает проход задвижки.

Задвижки

Рис. 41. Задвижки:
а — параллельная с выдвижным шпинделем, б — клиновая с невыдвижным шпинделем, 1 — кольцо, 2 — клин, 3 — диск, 4 — корпус, 5 — обойма диска, 6 — прокладка, 7 — шпиндель, 8 — крышка корпуса, 9 — болт с гайкой, 10 — сальниковая набивка, 11 — болт, 12 — крышка сальника, 13 — гайка, 14 — маховичок

В верхней части шпинделя под резьбой расположена крышка 12 сальника, а под ней в кольцевом канале крышки корпуса находится сальниковая набивка 10. Крышка сальника притягивается к крышке 8 корпуса двумя болтами 11, сжимает сальниковую набивку, которая плотно охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды через крышку корпуса вдоль шпинделя. Под крышкой 8 корпуса помещается прокладка 6'. Крышка соединяется с корпусом 4 задвижки болтами 9 с гайками.

Клиновая задвижка с невыдвижным шпинделем (рис. 41,б) имеет один запорный диск в виде клина с двумя уплотнительными поверхностями. Параллельные задвижки с выдвижным шпинделем применяют преимущественно в системах отопления, а клиновые задвижки с невыдвижным шпинделем — в системах водоснабжения.

Вентили используют как запорную и регулирующую арматуру. Вентили бывают муфтовые с прямым или наклонным шпинделем и фланцевые. Корпуса вентилей изготовляют из бронзы и чугуна.

Корпус 4 вентиля (рис. 42) закрывается сверху крышкой 5 на резьбе. Сверху крышки находится накидная гайка 9, под которой расположена сальниковая втулка 8, уплотняющая сальниковую набивку 7.

Вентиль

Рис. 42. Вентиль:
1 — гайка 2 — шайба 3 — седло 4 — корпус, 5 — крышка корпуса, 6 — шпиндель 7 — сальниковая набивка 8 — сальниковая втулка, 8 — накидная гайка, 10 — маховичок, 11 — клапан, 12 — прокладка

Шпиндель 6 вентиля проходит через крышку корпуса, сальниковую втулку и накидную гайку. При навертывании накидная гайка 9 нажимает на сальниковую втулку 8, которая в свою очередь сжимает сальниковую набивку. Последняя плотно охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды вдоль шпинделя.

Нижний конец шпинделя обточен на меньший диаметр, чем весь шпиндель, на нем нарезана резьба для крепления клапана 11 с прокладкой 12, шайбой 2 и гайкой 1. Клапан закрывает проход корпуса, называемый седлом 3. Вверху шпинделя укреплен маховичок 10. В средней части шпинделя, проходящего через крышку корпуса, и в крышке корпуса имеется резьба. При вращении маховичка вправо шпиндель по резьбе крышки корпуса опускается и клапан закрывает седло. При обратном вращении маховичка клапан поднимается и открывает проход вентиля.

Вентили устанавливают на линии трубопровода так, чтобы вода поступала под клапан. Направление движения воды обозначается на корпусе вентиля стрелкой. Аналогичные вентили применяют для перекрытия пара. У них вместо клапана с прокладкой установлены клапаны из бронзы, притертые к гнездам седла.

Пробковые краны — запорные устройства на трубопроводах воды, пара и газа. Краны изготовляют из бронзы и чугуна. По конструкции они бывают сальниковые и натяжные. Сальниковые краны применяют в системах отопления, натяжные — для газовых сетей.

В корпусе 1 пробкового сальникового крана (рис. 43, а) помещена конусная пробка 5 с верхней цилиндрической частью и квадратной головкой 3. Пробковый кран имеет сальниковую набивку 4. Крышка 2 сальника соединяется с корпусом 1 крана на резьбе и при заворачивании ее набивка уплотняется. В нижней части конусной пробки расположено отверстие — окно. Для прохода воды кран открывают, поворачивая пробку так, чтобы окно стало против отверстий корпуса. Чтобы закрыть кран, пробку поворачивают на 90°. Пробка должна быть плотно притерта к конусному отверстию корпуса, чтобы не пропускать воду. Плотное соприкосновение поверхности пробки со стенками конусного отверстия корпуса достигается нажимом сальниковой крышки на сальниковую набивку.

Пробковые краны

Рис. 43. Пробковые краны:
а — сальниковый, б — натяжной; 1 — корпус, 2 — крышка сальника, 3 — головка, 4 — сальниковая набивка, 5 — конусная пробка; 6 — гайка

Пробковый натяжной кран (рис. 41,б) на нижней части пробки 5 имеет шпильку с резьбой, на которую надевается шайба и навертывается гайка 6. Плотное соприкосновение пробки и корпуса 1 достигается натяжением гайки.

Краны с конической пробкой, принудительной смазкой и поджимаемой пружиной (рис. 44), расположенной в заполненной смазочным материалом камере, применяют в системах газопровода.В этом кране цилиндрическая крышка 2 корпуса выполнена с нарезкой по всей боковой поверхности, что дает возможность ей перемещаться на всю глубину смазочной камеры.

Кран с  конической пробкой и  принудительной смазкой

Рис 44. Кран с конической пробкой и принудительной смазкой:
1 — масленка, 2 — крышка, 3 — пружина, 4 — пробка, 5 — корпус, 6 —ручка

В масленку 1 крана помещают смазочный материал и закрывают крышку 2 корпуса 5 до отказа с целью уплотнения смазочного материала. Повернув крышку на пол-оборота назад, рукой нажимают 2—3 раза на узкий конец пробки 4 крана. При этом пробка, вдавливаясь в масленку, давит на смазочный материал, который выжимается в небольшом количестве из масленки, попадает в образовавшийся зазор между корпусом крана и пробкой и смазывает трущиеся поверхности крана. Пробка возвращается в исходное положение под действием пружины 3.

Чтобы снять ручку 6 с корпуса крана, необходимо пробку 4 установить в положение «Закрыто», нажать на нее вдоль оси и вывести Г-образный выступ-упор через паз прилива на корпусе. Кран может быть установлен в горизонтальное и вертикальное положение.

Обратные клапаны допускают движение транспортируемой среды только в одном направлении, например на подпиточных линиях котлов, на вводах водопровода и т. д. Кроме того, обратные клапаны устанавливают на выходных патрубках насосов, чтобы предохранить их от гидравлических ударов.

Клапаны бывают подъемные и поворотные, муфтовые и фланцевые. Изготовляют их из бронзы, латуни и чугуна.

В зависимости от конструкции клапаны устанавливают на горизонтальных и вертикальных участках трубопроводов. При установке обратного клапана необходимо следить за тем, чтобы транспортируемая среда проходила под клапаном и в направлении стрелки, указанной на корпусе.

Обратный подъемный клапан (рис. 45, а) состоит из корпуса 2 с седлом 1, закрываемым золотником 3. Нижняя поверхность золотника приперта к седлу, что препятствует протеканию воды. В верхней части золотника расположен шток 4, входящий в гнездо 6 крышки 5 клапана. Это устройство обеспечивает осевое движение штока при открывании и закрывании клапана.

Обратные клапаны

Рис. 45. Обратные клапаны:
а — подъемный муфтовый, б — поворотный фланцевый, 1 — седло, 2 — корпус, 3 — золотник, 4 — шток золотника, 5 — крышка, 6 — гнездо крышки, 7 — шарнир 8 — захлопка, 9 — прокладка

Обратный поворотный клапан (рис. 45, б) состоит из чугунного корпуса 2, в котором на шарнире 7 установлена захлопка 8 с резиновой прокладкой 9, предназначенной для уплотнения при закрытии клапана. В верхней части корпуса расположен фланец с крышкой 5, предназначенной для ремонта клапана и замены прокладки.

Клапан работает следующим образом. Под давлением воды захлопка 8 приподнимается, поворачиваясь на 90° вокруг шарнира, и клапан пропускает воду. Если давление перед клапаном упало, что может произойти при аварии в сети, захлопка упадет, и обратное движение воды прижмет ее к седлу клапана и перекроет движение воды из системы.

Обратные клапаны рассчитаны на давление 1; 1,6; 2,5 и 4 МПа и температуру транспортируемой среды от 50 до 225° С.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru