Русский язык
9 класс

§ 8. Союзные и бессоюзные сложные предложения

В зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Например:

1. Известно, что слоны в диковинку у нас. (Союзная {связь: с помощью союза что и интонации.)

2. Все знают: слоны в диковинку у нас. (Бессоюзная {связь: с помощью интонации.)

В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Части сложносочинённого предложения соединяются с помощью сочинительных союзов и интонации.

Например: Взошёл молодой месяц, (и) всё кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете. (Д. Мамин-Сибиряк.)

Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительных союзов или союзных слов (местоимений и наречий) и интонации.

Например: Мне снился сон, (что) сплю я непробудно. (А. Фет.)

В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, (которые) с печальным криком полетели дальше. (Д. Мамин-Сибиряк.)

Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации.

Например: В столовой на снежной свежей скатерти стоял большой букет ландышей, вся комната была наполнена их запахом. (А. Н. Толстой.)

Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями.

Сравните:

Лето было сухое и знойное, (и) ледники в горах начали таять уже в начале лета.

(Так как) лето было сухое и знойное, ледники в горах начали таять уже в начале лета.

Какое предложение сложносочинённое, какое — сложноподчинённое? В каком предложении причинные отношения выражены более явно? Благодаря чему?

46. Прочитайте текст. Озаглавьте его. В каком предложении выражена основная мысль текста? Запишите последовательно предложения: 1) простые; 2) сложносочинённое; 3) сложноподчинённое. Подчеркните ключевые слова в выписанных предложениях. • Какие стихи о Москве вы знаете?

Начало профессиональной русской поэзии связано с именами Антиоха Кантемира и М. В. Ломоносова, и уже в их творчестве присутствует московская тема.

С тех пор, в начале XVIII века, не было более или менее заметного русского поэта, который не создал бы поэмы или стихотворения о Москве или хотя бы не упомянул её в своих стихах.

Вот уже три века поэты пишут о современной им Москве, о её истории. Москва предстаёт в их произведениях древней народной столицей России, чарующе прекрасным городом, центром культуры, заветным символом родины и бесконечно дорогим отчим домом. (В. Муравьёв.)

47. Выпишите предложения в указанном порядке:

    1) сложносочинённое,
    2) сложноподчинённое,
    3) бессоюзное,
    4) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.

Укажите грамматические основы.

1. Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде. (А. Чехов.)

2. Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвращались на свою квартиру. (И. Тургенев.)

3. Небо посветлело, побледнели звёзды. (А. Перегудов.)

4. Солнце ещё не вставало, но уже заиграл холодок, седая роса покрыла травы, и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне, откуда, как одинокий глаз, смотрела крупная последняя звезда. (И. Тургенев.)

48. Запишите текст, подчёркивая грамматические основы предложений. Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные? Обведите кружком союзы, с помощью которых простые предложения соединены в сложные. • Объясните лексическое значение и стилистическую роль слов овсы, горохи, употреблённых во множественном числе.

В конце августа солнечная позолота, лежащая на полях, лугах, перелесках, не слепит глаза, не дышит зноем, но мягка и приятна. Облака особенно выпуклы, округлы и так белы, словно дополнительно освещены изнутри. Покос закончен давным-давно, рожь убрана с полей, горохи тоже. Только овсы да греча ждут ещё своего часа, а пока что приманивают готовящиеся к дальним перелётам, усиленно кормящиеся перед дальней дорогой журавлиные стаи.

(В. Солоухин.)

49. Запишите отрывок из автобиографической повести А. Н. Толстого «Детство Никиты», вставляя недостающие запятые. Найдите в первом абзаце сложные предложения, определите их вид, начертите схемы. Составьте схемы предложений с прямой речью в диалоге.

Никиту разбудили воробьи. Он проснулся и слушал, как медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто в комнате пахло травой и свежестью свет солнца затенён мокрой листвой. Налетел ветерок и на подоконник упали капли росы.

Из сада послышался голос Аркадия Ивановича:

— Адмирал скоро глаза продерёте?

— Встаю! — крикнул Никита и с минуту ещё полежал: до того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги глядеть в окно на мокрые листья.

(А. Н. Толстой.)

50. Уточните с помощью словаря учебника значения слов, данных в парах. Составьте сложные предложения, используя в их разных частях слова данных пар.

Библиотека — абонемент, абстрактный — конкретный, авторитарный — авторитетный, адресант — адресат, салон — вернисаж.

51. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, укажите вид сложного предложения. Как связаны между собой предикативные части сложных предложений?

Свет последней з..ри падал сквозь сетку плюща, затонувшего стекля..ую дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудре..о, золочё..ые лёгонькие стулья чинно стояли под стенами. Тёмные гроздья кенкетов глядели со стен, и, точно вчера потуше..ые, были в них обг..ревшие белые свечи. Амуры вились и заплетались в гирляндах, танц..вала обнажё..ая женщина в нежных облаках. Под ногами разбегался сколь..кий шашечный паркет.

(М. Булгаков.)

52. Сочинение. Перед вами репродукция картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988).

Как точно названо это полотно! Мы и сегодня можем увидеть эту церковь в Москве такой, как её изобразила художница. Где она могла находиться, чтобы так увидеть и изобразить этот тихий уголок Москвы?

Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»

Представьте себе, что вы нашли точку обзора, с которой художница писала картину. Рассмотрите этот уголок городского пейзажа, начиная с неба, или с церкви, или с улицы... Какие краски — тёмные или светлые — преобладают в изображении Т. Назаренко одного из кварталов Москвы? Задумайтесь: зачем художница открывает нам созданный на картине мир новой и старой Москвы? Чувствуем ли мы эту связь двух культур? Радует ли нас изображённое? Чем именно?

Запишите свои впечатления от картины Т. Назаренко в форме дневниковой записи — «Я смотрю, размышляю, чувствую...».

Рейтинг@Mail.ru