Русский язык
9 класс

§ 7. Понятие о сложном предложении

Определите, какое из данных предложений простое, а какое — сложное.

1. Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени. (В. Катаев.)

2. Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек. (М. Булгаков.)

Найдите грамматические основы и сопоставьте их число в простом и сложном предложениях.

Перечитайте каждое предложение.

Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?

В синтаксисе различают два основных структурных типа предложения: простое и сложное.

Сложное предложение можно определить как сочетание простых предложений, в котором образующие его части не обладают всеми свойствами простого предложения. Они не имеют главного свойства предложения как коммуникативной единицы — смысловой и интонационной законченности. Интонация конца предложения присуща сложному предложению в целом.

Сложные предложения имеют две или более грамматические основы. Сложные предложения помогают передать больший объём информации.

Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Составляющие его простые предложения (предикативные части) образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения.

41. Прочитайте в соответствии с интонационной схемой предложение. Какие простые предложения читаются с интонацией незаконченности, а какое предложение (предикативная часть) произносится с интонацией завершения? Почему?

42. О чём говорится в приведённых стихотворных отрывках о Москве? В каком темпе и в какой тональности вы прочитаете первый отрывок? Выпишите сложное предложение. Подчеркните грамматическую основу. Составьте схему сложного предложения.

  1. . . . . . Как часто в горестной разлуке,
      В моей блуждающей судьбе,
      Москва, я думал о тебе!
      Москва... как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!

    (А. Пушкин.)

  2. . . . . . Москва-река дремотною волной
      Катилась тихо меж брегами;
      В неё, гордясь, гляделся Кремль стеной
      И златоверхими главами.

    (К. Рылеев.)

43. Запишите стихотворные отрывки, подчёркивая грамматические основы предложений. Докажите, что это сложные предложения. Начертите их схемы.

  1. . . . . . Ночною темнотою

      Покрылись небеса,
      Все люди для покою
      Сомкнули уж глаза.

    (М. Ломоносов.)

  2. . . . . . Я помню голос милых слов,
      Я помню очи голубые...

    (К. Батюшков.)

  3. . . . . . Свеча, чуть теплясь, догорала.
      Камин, дымяся, погасал;
      Мечта мне что-то напевала,
      И сон меня околдовал...

    (Ф. Глинка.)

  4. . . . . . Брега цвели, пестрело жатвой поле,
      С лугов бежал лепечущий ручей,
      Всё нежилось.
    (А. Дельвиг.)

  5. . . . . . Ещё не царствует река,

      Но синий лёд она уж топит;
      Ещё не тают облака,
      Но снежный кубок солнцем допит.

    (И. Анненский.)

• Какие слова имеют устаревшую форму?

44. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите сложное предложение, начертите его схему. Объясните, почему это предложение сложное. • Определите вид сказуемых в сложном предложении.

Бурьяном называлась густая зар..сль на склон., балк.. в четверт.. версты от села возле самой дорог.. . Там н..кого не было. Стая скворцов с шумом поднялась с сухих прошлогодних стеблей и улетела в поле. День был ясный и тёплый, по небу плавали лёгкие облака, птицы весело чирикали; до самого гор..зонта расст.лалась огромная площадь нежных зелёных посевов.

(А. Осипович.)

45. Диктант с продолжением. Запишите текст под диктовку. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.

Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек, и только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Река всегда кормила, поила и радовала людей. Она всегда была частью их жизни, а сейчас приметы былого, взращённого на реке хозяйства исчезли. У реки только брали, но нисколько её не берегли.

(В. Песков.)

• Продолжите записанный под диктовку текст.

Рейтинг@Mail.ru