Русский язык
9 класс

§ 5. Предложения с обособленными членами

32. Какие члены предложения называются обособленными? Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Аргументируйте постановку запятых. Найдите уточняющее обстоятельство и вводные слова. Объясните правописание суффиксов причастий.

1. Офицеры приезжавшие из армии рассказывали подробности героических боёв русских войск на подступах к Смоленску и при защите самого города. (Л. Раковский.) 2. В горнице на белом, прибра(н, нн)ом столе шумел ведёрный самовар весело с..явший надрае(н, нн)ыми боками отражая в них пёстрое окружение конфет печенья бубликов. (Е. Носов.) 3. Она молча подала мне свою руку ещё дрожавшую от волнения и испуга. (Ф. Достоевский.) 4. С моря дул влажный холодный ветер разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста пр..брежных кустов. (М. Горький.) 5. Я мог выйти скажем из своей будки и пойти на берег моря. (А. Битов.) 6. Она танцевала страстно с увлечением и вальс и польку и кадриль угорая от музыки и шума мешая русский язык с французским картавя смеясь и не думая о муже (ни)о ком и (ни)о чём. (А. Чехов.)

33. Прочитайте. К какому историческому времени относится изображённый в отрывке эпизод? Как вы это определили? Запишите, обозначив графически причастные и деепричастные обороты. Объясните условия их обособления/необособления. Найдите устаревшие слова. Какую роль они играют в тексте? Объясните выделенные орфограммы.

Лихой конь донёс его до белокаменной легко и споро. Ещё не были заперты врата детинца , ещё встречались то тут, то там едва различимые в темноте люди, ещё светились в домах жёлтые слюдяные оконца.

Никем не задержанный и даже не окликнутый проехал Данила Феофаныч в кремник, никем не узнанный приблизился к тыну великокняжеских хором и только перед высокими, наглухо запертыми воротами остановился. Стучать в створы, дабы не привлекать лишнего внимания, он не стал, а, приподнявшись в седле, нащупал скрытое в застрехе вервие, о коем было ведомо только своим, и чуть заметно дёрнул его. Тихий звон колокольца донёсся из-за ворот, и вслед затем неторопкие шаги сторожа прошуршали по снегу. <...>

Скрипнул тяжёлый кованый засов, створы ворот шевельнулись и медленно разошлись в стороны. Явившийся перед Данилой Феофанычем привратник взял коня под уздцы.

(С. Николаев.)

34. Прочитайте. Определите тип текста. Как вы понимаете выражение «проснувшимся Везувием»? Отметьте графически причастные обороты. Какие из них обособлены и почему? Выполните морфологический разбор одного действительного и одного страдательного причастия.

На столе проснувшимся Везувием парила к потолку тушё..ая в печи картошка; остро, чесноком и укропом, пахли холодные, только что из погреба, матово запотевшие в тепле солё..ые огурцы, наложе..ые поверх бочковой капусты; румянились поджаре..ые куски морского окуня, тоже навале..ые щедро, горой в большом обливном блюде. Была тут и селёдочка, посыпа..ая колечками лука, и вскрытые банки со ставридой в томатном соусе, и, кажется, по запаху угадывалась и колбаска, затерявшаяся где-то среди нагромождения тарелок и мисок.

(Е. Носов.)

35. Запишите, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения в отрывках из повести А. Грина «Алые паруса». Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Найдите в третьем отрывке словосочетания с подчинительной связью — примыканием.

1. Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар полный странных видений. Неизвестный охотник только что покинувший свой костёр двигался вдоль реки; сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним рассматривая свежий след медведя направляющийся к горам.

2. Музыкант выйдя на палубу сыграл отрывок мелодии полной печального, протяжного повторения.

3. Он сидел, тихо водил смычком заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом и думал о счастье...

36. Запишите, обозначая графически причастные и деепричастные обороты. Поставьте запятые при них. соблюдая условия обособления определений и обстоятельств. Какие из причастных оборотов не являются обособленными членами предложений и почему?

Чуть-чуть попыхивая дымком из трубы корвет подходил под парами к подёрнутому лёгкой туманной дымкой высокому острову. Успевший починить свои аварии после шторма «Сокол» сиял чистотой и блеском под лучами ослепительного солнца медленно плывшего в голубой безоблачной высоте. И океан ещё недавно наводивший трепет теперь ласковый и спокойный тихо шевелясь переливающийся зыбью нежно лизал своей манящей, прозрачной синевой бока едва покачивающегося корвета.

(К. Станюкович.)

Подберите из текста: а) причастия, соответствующие схеме: : б) деепричастие, соответствующее схеме:

37. Сочинение. Охарактеризуйте предложение Кому не знакомы летние деревенские ночи, прохладный сумрак, наполненный стрекотаньем певчих кузнечиков. Чем оно осложнено? Продолжите текст, используя в качестве зачина это предложение. (Из рассказов Н. Г. Никонова «Лесные дали».)

Рейтинг@Mail.ru