Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 47. Орфография. Пунктуация

Орфография (греч. orthographia, от orthos — правильный и grapho — пишу) — 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.

Знаки, которые ставятся в письменной речи между словами или группами слов, называются знаками препинания, а совокупность правил постановки знаков препинания образует пунктуацию (от лат. punctum — точка).

Орфографию и пунктуацию обычно объединяют под общим названием правописание. Орфографию в школе изучают вместе с фонетикой, морфе-микой, словообразованием и морфологией, а пунктуацию — с синтаксисом.

261. Определите тип и стиль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните одной чертой орфограмму в корне. Обозначьте орфограмму в окончаниях существительных.

Богата обилием красок осени..я природа.

Среди разы..цветных деревьев рябина одно загляденье!

Б..грянец резной листвы так ярок и густ что кудрявое деревце и вправду кажется раскалённым докр..сна. Затейница-осень щедро раз..дела его в причудливые обновы кр..суйся на к..рнавал.. лист..пада будь незабываемым.

Вот и в..дна рябинушка отовсюду ст..ит ли она на опушк.. рощ., или вдоль стёжк..-дорожк.. .

П..лезны и целительны ягоды рябины.

Рачительные х..зяева природы знают что на рябинах кормятся многие наши п..рнатые зимовщики. Поэтому следует помнить что кисти на нижн..х ветках принадлежат людям на остальных — птицам про запас. Ведь природа щ..дра только по отношению к тем кто её бережёт.

(По А. Стрижеву.)

262. Вначале объясните правописание слов с пропуском букв, а также написание приставок не- и ни- и частицы не; затем спишите, вставляя буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые. Какое из выделенных слов состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Покажите графически его морфемный состав.

1. В (не)счастье (не)унывай а печаль одолевай. 2. Перед правым и горы пр..клоняются. 3. (Не)высок да тонок (не)умён да звонок. 4. (Не)достатки всем (не)сладки. 5. Тот побеждает кто смерть презирает. 6. Пр..вычка брани(т, ть)ся (ни)куда (не)годи(т, ть)ся. 7. За напрасный труд (ни)кто спасибо (не)скажет. 8. Добрые вести пр..бавят чести. 9. (Не)доученный хуже (не)уч..ного. 10. Опытному воину река (не)преграда. 11. За (не)добрым пойдёшь на беду набредёшь. 12. Чего (не)досмотришь оком заплатишь боком. 13. Смелому — уважение трусу — пр..зрение.

(Пословицы.)

263. -Тея или -ться? Спишите, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы. Прочитайте вслух.

• Слова каких частей речи передают краски осеннего рассвета?

      Ноч(?) побл..днела и мес..ц сади..ся
      За реку красным серпом.
      Со(н, нн)ый туман на лугах серебри.,ся
      Ч..рный камыш(?) отсырел и дыми..ся
      Ветер шуршит камыш..м.

(И. Бунин.)

264. Спишите. В наречиях обозначьте суффиксы и . Составьте схему предпоследнего предложения.

Издавн.. используют мяту в народ.. . Так пр..ятно зав..рить с ней чай, особ..нно в зимнюю пору. Сидишь допоздна и насл..ждаешься ар..матом чая. К ст..ри(н, нн)ым р..цептам снов., обращаются в л..чебных целях. Кроме того, людям, к..торые соб..раются з..каливать свой организм, так(же) р..комендуется сначал.. пить настой мяты. Попробуйте — не пож..леете.

(По Т. Горовой.)

265. Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени и недостающие знаки препинания. Обозначьте окончания глаголов и спряжение. Подчеркните однородные сказуемые. Объясните постановку тире в третьем предложении.

Продолжите текст; опишите, что вы видите, глядя на облака (лес, реку, горы и т. д.).

Все мы (любить) в детстве задрав голову рассматривать обл..ка. Они (завораживать) изменчивостью и (не)ожиданностью форм. Становясь старше мы всё реже (смотреть) в небо всё больше — под ноги.

Скажи что ты (видеть) и я скажу кто ты. На этом принцип., осно-ва(н, нн)ы многие психологические тесты. И ведь действительно кто(то) (видеть) только плевки под ногами и мусор на м..стовых и тр..туарах. Кто(то) (утыкаться) носом в цв..точки-травиночки (водить) пальц..м по ш..ршавой др..весной к..ре загипнотизирова(н, нн)о (смотреть) на живую мурав..иную тропу. Кто(то) (обращать) внимание на м..дели автомобилей мгнове(н, нн)о вычл..няя намёта(н, нн)ым глазом из спл..шного потока ре(д, т)кие новые дорогие. Кто(то)...

(По А. Филяковой.)

266. Прочитайте. Какую привычку людей автор не принимает? Назовите орфограммы на месте пропущенных букв и скобок. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Мне под..рили зимой превосходный (не)пром..каемый плащ серого цвета. Весна пр..шла солнечная, а потом стало жарко плащ..м н.. разу (не)воспольз..вался. Лето было жаркое осень сухая. Так в первый год плащ мой пров..сел в гардероб.. и каждый раз переб..рая вешалки и встречая плащ я в копилку своей домашней души склад..вал пр..ятное чувство обл..дания хорошей вещью очень полезной при общени.. с природой.

Потом в следующий год было опять сухо и когда вышел и третий год сухим заговорили о том что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.

Только в четвёртом году вышла сырая весна и в апреле когда пр..летают вальдшнепы лил дождь. Тогда я из своей копилк.. домашнего благополучия достал (не)пром..каемый плащ и надев его отправился на охоту. И тогда ок..залось я напрасно стерёг домашний уют где три года хр..нился (не)пром..каемый плаш при встреч.. с первым дождём мой плащ промок.

А сколько всего такого мы хр..ним (не)достойного среди сокрови(щ, щь) нашей души.

(М. Пришвин.)

267. Прочитайте сказку Н. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Определите стиль текста. Сформулируйте его основную мысль.

Составьте схему второго предложения.

Какое устаревшее слово является синонимом слова болезнь? Какие ешё слова входят в этот синонимический ряд?

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Над какими видами орфограмм вы работали?

Пр..пала совесть. (По)старому т..лпились люди на улицах и в т..атрах; (по)старому су..тились и ловили (на)лету куски, и (не, ни)кто (не, ни)догад..вался, что чего(то) вдруг стало (не)дост..вать и что в общем жизне(н, нн)ом оркестре перестала играть какая(то) дудка. Многие нач..ли даже чувствовать себя б..дрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пр..смыкаться, обманывать, наушничать и кл..ветать. Всякую бол..сть вдруг как рукой сняло; люди (не)шли, а как(будто) неслись; (не, ни)чего (не, ни)ог..рчало их, (не, ни)чего (не, ни)заставляло задума..ся: и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки,— им, счастливцам, (не, ни)заметившим пропажи совести.

Совесть пропала вдруг... почти мгнове(н, нн)о! Ещё вчера эта надоедливая пр..живалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждё(н, нн)ому воображению, и вдруг... ничего! И..чезли досадные признаки, а вместе с ними ул..глась и та нравстве(н, нн)ая смута, которую приводила за собой обл..чительница — совесть... Люди ост..рвенились; пошли грабежи и разбои, нач..лось вообще ра(з, зз)орение.

А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерза(н, нн)ая, оплёва(н, нн)ая, затопта(н, нн)ая ногами пешеходов. Всякий швырял её, как (не)годную ветошь, (по)дальше от себя...

268. Ниже дан отрывок из дневника 1925 года Михаила Михайловича Пришвина. В нём писатель рассуждает о своём отношении к миру и к родной земле. Определите стиль текста. Какие знаки завершения уместны в этом тексте? Спишите, расставляя пропущенные знаки. Знаки завершения подчеркните.

Так оно конечно и лучше(бы) как(нибудь) работать гражданином мира но как пер..шагнуть через родину через самого себя Ведь только я сам действительно бли..кий к грубой материи своей родины могу преобразить её поминутно спрашивая Тут (не)больно И если я слышу «больно» ощуп..аю в другом месте свой путь Другой(то) разве стан..т так ц..ремони..ся разве он за «естественным богатством» железа нефти и угля захочет чувствовать человека.

Вот верно как(то) через уважение к родным (не)которым друз..ям и увенче(н, нн)ой родным словом я (не)отд..лим от Росси.. ...

269. Прочитайте текст предыдущего упражнения. Ответьте одним предложением на вопрос, что такое родная земля для М. М. Пришвина. Выпишите из составленного вами предложения словосочетания.

270. Рассмотрите таблицу «Употребление запятой в простом предложении». Расскажите по ней об употреблении запятой. Для иллюстрации составьте и запишите свои примеры.

Запятая ставится

271. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над предложениями, в которых вы употребили точку с запятой, поставьте значок v.

Тучи склонявшиеся на горизонте стали выше подыма(т, ть)ся сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от врем..ни пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла раскалённой печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двига(т,ть)ся вперёд. В какие(нибудь) десять минут окрестность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые вырастали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по временам глухие отделённые раскаты они гр..мели теперь (без)умолку и приближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захват..вали всё больше и больше пространства слышно было казалось как (по)среди грохота бушевавшего ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На секунду вся пр..рода как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла.

(Д. Григорович.)

272. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Знаком разделения или выделения является тире между подлежащим и сказуемым?

Август месяц света и тепла. Август пора деревенской страды что соб..рёшь то и в закр..ма засыпл..шь.

А в саду август-густарь всего густо. Яблоки наливаю..ся сочнеют. Вишня так и проси..ся в кузовок. Садоводы малину уже об..рают давно а ягоды всё спеют и спеют.

Август время цветения самых пышных цветов астр и г..оргинов.

Август щедрый месяц.

(А. С т р и же в.)

273. Прочитайте и озаглавьте текст с помощью антонимов. Определите тип речи. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Составьте схему второго сложного предложения.

В мирной жизн.. след..щий день (не, ни)являе..ся проблемой он (не, ни)ур..внение со всеми (не)известными а простая арифметическая задача. «Завтра» ст..нови..ся пугающ..м и жутк..м только когда его больше нет когда земля проваливаемся (из)под ног уск..льза..т из рук как подрубле(н, нн)ое дерево раскалываемся и ухает (в)низ.

(И. Сабурова.)

274. Прочитайте отрывок из рассказа В. Солоухина. Почему его дед, всегда «степенный и уравновешенный», так рассердился на своего внука? Почему писатель начинает свой рассказ с трёх назывных предложений? Выпишите слова с пропущенными орфограммами, раскройте скобки.

Ломоть хлеба, посыпа(н, нн)ый крупной солью.

Ломоть хлеба, намаза(н, нн)ый свежим мёдом.

Ломоть хлеба, натёртый чесноком, просто ломоть душистого хлеба, только что отреза(н, нн)ый от тёплого ещё, ноздреватого каравая...

Я знаю, что многие люди на вопрос, в чём состоит величайшее изобретение человечества, говорят (не) о порохе, (не) о книг..печатанье, (не) о денежных знаках, (не) о паровой машине, (не) о водородной бомбе. Между прочим, великий русский учёный К. А. Тимирязев тоже сч..тал величайш..м изобретением человека именно ломоть хлеба.

А мне ещё с детства запомнилась, (не)могла (не)вреза..ся в память, маленькая, но значительная картинка. То ли ломоть попался толстоват, то ли я (не) был голоден, только об..ел я верхнюю часть ломтя, а остатки бросил на землю, а для верности наступил босой чумазой пяткой. Тотчас дедушка цепко ухватил меня за мой (не)стриже(н, нн)ый висок, расп..ясал свой пояс — добротную кручё(н, нн)ую б..чёвку. Что было дальше — можно и (не)рассказывать. Скажу только — никогда я (не)вид..л таким сердитым моего степе(н, нн)ого и уравновеш..(н, нн)ого дедушку.

Ведь (не)последний же я бросил кусок, (не)об..днела от этого семья, (ни)кто (не)остался голодным в целой нашей деревне. Откуда же ярость дедушки? Исключе(н, нн)о и то, что он видел в ломте хлеба величайшее изобретение человечества.

Известно, во все времена страшному слову «голод», страшному понятию «голод» против..стоял ломоть хлеба. Голод — это смерть, ломоть хлеба — жизнь. Вот и вся короткая, простая, как самый ломоть, философия.

(В. Солоухин.)

275. Представьте себе, что вы сидите в кругу сверстников и вспоминаете случаи из вашего детства, которые «врезались в память», запомнились на всю жизнь.

Расскажите (устно) о таком случае. Может быть, вы запомнили то, что вас поразило, удивило, огорчило, порадовало — в жизни всякое бывает, что запечатлевается в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

276. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В каких предложениях вы поставили двоеточие?

Потом я натыкался на такие дощечки в самых (неожиданных местах в (не)кошеных лугах над Соротью на песча(н, нн)ых косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское на берегах озёр Маленца и Петровского всюду звучали из травы из вереска из сухой земляники простые пушкинские строфы. 2. Найти место старых сосен было трудно от них не осталось даже пней. 3. В пушкинском заповеднике три огромных парка Михайловский Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга так(же) как отличались их владельцы.

(К. Паустовский.)

277. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните случаи сочетания знаков препинания.

1. Пети не было дома (он пошёл к товарищу с которым намеревался из ополченцев перейти в действующую армию). 2. Голос Гриши был груб и хрипл движения торопливы и неровны речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений) но ударения так трогательны что слушая его нельзя было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления страха и грусти. 3. Любочка! Катенька! — кричу я подавая в окно кареты несколько веток черёмухи — посмотрите как хорошо! 4. Все девки были красивы но и сами они и Белецкий и денщик вышедший с пряниками — все невольно смотрели на Марьяну и обращаясь к девкам обращались к ней. 5. Ежели"* вы спрашиваете меня сказал князь Андрей не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца) я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете то я скажу вам откровенно своё мнение насчёт всего этого.

(Л. Н. Толстой.)

278. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Яков глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и (не)ровен и казалось (не)вых..дил из его груди но пр..нёсся откуда(то) изд..лека словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещ..щий зв..нящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга и жена Николая Ивановича так и выпрямилась. За этим перв..м звуком послед..вал другой более тв..рдый и протяжный но всё ещё видимо дрожащий как струна когда внезапно прозв..нев под сильн..м пальц..м она колеблется последнем быстро зам..рающим кол..баньем за вторым — третий и понемногу разгорячаясь и расширяясь полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька прол..гала» — пел он и всем нам сладко становилось и жутко. Я пр..знаюсь редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел как надтреснутый он даже сначал(а, о) отзывался чем(то) болезненным но в нём была и (не)поддельная глубокая страсть и молодость и сила и сладость и какая(то) увлекательно беспечная грус..ная скорбь. Русская правдивая горячая душа звучала и дышала в нём и так и хв..тала вас за сердце хв..тала прямо за его русские струны. Песнь росла разливалась. Он пел совершенно позабыв и своего соперника и всех нас но видимо поднимаемый как бодрый пловец волнами нашим молчаливым страстным участием. Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем(то) родным и (не)обозримо широким словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.

(И. Тургенев.)

279. Сочинение. Его тема свободная — «Если бы мне предложили написать, о чём я хочу». Задумайтесь, о чём вы действительно хотите написать: о каком-либо событии в вашей жизни; о наблюдении за кем-либо или за чем-либо; о ваших размышлениях и т.д. Мало ли о чём...

Не забудьте определить основную мысль своего сочинения; озаглавьте его; продумайте последовательность изложения. Составьте для себя более или менее развёрнутый план сочинения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru