Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 45. Морфология

Морфология — раздел грамматики, в котором слово изучается как часть речи.

Части речи характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • наличием общего грамматического значения;
  • комплексом морфологических признаков;
  • общностью основных синтаксических функций.

Слова современного русского языка разделяются на тринадцать частей речи: 1) имя существительное, 2) имя прилагательное, 3) имя числительное, 4) местоимение, 5) глагол, 6) причастие, 7) деепричастие, 8) наречие, 9) категория состояния, 10) предлог, 11) союз, 12) частица, 13) междометие.

В зависимости от значений слов и роли их в предложении части речи делятся на: 1) самостоятельные, 2) служебные. Междометия составляют особую группу слов.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

В зависимости от того, обладает или не обладает слово формами изменения, самостоятельные части речи делятся на изменяемые и неизменяемые.

Деепричастие, наречие, категория состояния — неизменяемые части речи. Остальные самостоятельные части речи являются изменяемыми. Они, в свою очередь, подразделяются на: 1) склоняемые слова (имена) и 2) спрягаемые слова (глагол).

Одни склоняемые слова изменяются только по падежам, другие — по падежам и родам. К первым относятся имена существительные, местоимения некоторых разрядов, количественные числительные. Ко вторым относятся имена прилагательные, порядковые числительные, некоторые разряды местоимений, причастия.

Глаголы могут быть в трёх наклонениях. Глаголы изменяются по лицам (в изъявительном и повелительном наклонениях), по временам (в изъявительном), по родам (в условном наклонении и в прошедшем времени глаголов в изъявительном наклонении) и по числам.

Глаголы имеют два спряжения: первое и второе.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного, деепричастия — признаки глагола и наречия.

Одни служебные части речи предназначены для связи слов в словосочетании, а через них и в предложении (предлоги), другие — для связи частей сложного предложения и однородных членов (союзы), третьи используются для образования наклонений глагола и выражения разных оттенков значения слов, словосочетаний и предложений (частицы).

246. Рассмотрите таблицу. Запишите в каждой графе названия частей речи.

Части речи в русском языке

Проиллюстрируйте таблицу словами из данных ниже предложений.

О, святая простота! Это выражение применяется при характеристике наивного человека, слепо подражающего другим. Эти слова якобы произнёс в 1415 году Ян Гус — вождь чешского национального движения, когда его сжигали на костре как еретика по приговору церкви. Гус увидел, что какая-то старушка подбрасывает в огонь принесённый ею хворост.

247. Прочитайте. К какому стилю относится этот текст? Выпишите отдельно: 1) причастия, 2) прилагательные. Обозначьте условия выбора букв н или нн в суффиксах выписанных слов. Укажите качественные прилагательные.

Весенние ручьи

Три дня дул мокрый ветер, съедая снег. На буграх оголились чёрными бороздами пашни. В воздухе пахло талым снегом, навозом и скотиной.

Ночью наконец хлынул дождь, ливень, и так застучало в окно и по железной крыше, что Никита проснулся, сел в кровати и слушал улыбаясь.

К утру дождь прошёл, но небо ещё было в тяжёлых, сырых тучах, летевших с юга на север. Никита взглянул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа. Широкий двор был покрыт синими, рябившими под ветром лужами. Через лужи, по измятой бурой траве, тянулась навозная, не вся ещё съеденная дождём дорога. Разбухшие лиловые ветви тополей трепались весело и бойко. С юга между разорванных туч появился и со страшной быстротой летел на усадьбу ослепительный лазурный клочок неба. Никита распахнул дверь на крыльцо. Весь острый, чистый воздух был полон мягким и сильным шумом падающей воды. Это множество снеговых ручьёв по всем бороздам, канавам и водомоинам бежало в овражки. Полные до краёв овраги гнали вешние воды в реку. Ломая лёд, река выходила из берегов, крутила льдины, выдранные с корнем кусты, шла высоко через плотину и падала в омуты.

Лазурное пятно, летевшее на усадьбу, разорвало, разогнало все тучи, синевато-прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна, лужи на дворе, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце.

Никита пошёл кругом двора посмотреть, что там делается. Всюду бежали ручьи, уходя местами под серые крупичатые сугробы,— они ухали и садились под ногами. Куда ни сунься — всюду вода: усадьба как остров. Никите удалось пробраться только до кузницы, стоящей на горке. По уже провядшему склону он сбежал к оврагу. Приминая прошлогоднюю траву, струилась, текла снеговая, чистая, пахучая вода. Он зачерпнул её горстью и напился.

(А. Н. Толстой.)

248. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Какие из выделенных букв обозначают мягкие согласные и какие — твёрдые? Подчеркните наречия как члены предложения.

Бывает досадно когда встречаешь людей развитых крайне односторонне один только зубр..т (при)чём часто только то что «задано» л..шает себя счастья общения с природой с лесом с утренними зорями а другой инт..ресуется только спортом знает (на)перечёт всех знаменитостей хоккея с шайбой и очень туманно представляет себе кто такие Рембрандт и Тициан Баженов и Александр Иванов.

Нам нужна любознательная молодёжь одинаково влекомая и к спорту и к духовн..м ценностям накопленным мудростью веков.

Нам нужны высокоразвитые молодые люди которые не пренебрегают всем тем что гармонически обогащает человека и всегда стремятся знать (не)измеримо больше того что уже постигли.

(С. Конёнков.)

249. Выпишите служебные слова, распределив их на две группы: слова, служащие для связи слов I) в словосочетании, 2) в предложении. Озаглавьте соответственно списки слов. Что вы используете в качестве заголовков?

• Постройте схему последнего предложения.

• К какому значению выделенного слова является синонимом слово самолюбивый?

      Зима проходит. Облака светлей
      летят по дальним сводам,
      в реке глядяся мимоходом,
      но с гордым бешенством река,
      крутясь как змей, не отвечает
      улыбке неба своего
      и белых путников его
      меж тем упорно обгоняет.
      И ровны, прямы как стрела
      по берегам темнеют горы;
      их крутизна, их вышина пленяют
      ум, пугают взоры.

(М. Лермонтов.)

250. Прочитайте. Есть ли в тексте слова, принадлежность которых к определённой части речи вы не можете установить без анализа, т. е. узнать сразу «в лицо»? В этом случае проведите письменно полный морфологический разбор таких слов.

Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. С годами это перешло в глубокую любовь к языку и в более или менее хорошее знание его.

Вскоре я убедился, что одного знания мало, особенно для людей, посвятивших себя литературе. Помимо этого нужно ещё чувство своего родного языка. Зачастую оно бывает врождённым, органическим. Оно не позволяет нам нарушать благозвучие языка и его необъяснимый, но явственный ритм.

(К. Паустовский.)

251. Прочитайте данные учениками определения, что такое морфология. В каком из них точно определены предмет изучения морфологии и место морфологии в лингвистике? В каких определениях допущены ошибки? Исправьте их и обоснуйте свою правку.

  1. Морфология — это раздел, в котором изучается слово как часть речи.
  2. Морфология — наука о языке, которая изучает слово как часть речи.
  3. Морфология изучает части речи, их правописание и знаки препинания.
  4. Морфология — это раздел грамматики, в котором слово изучается как часть речи.
  5. Морфология изучает части речи, формы слова, значения слов, словосочетаний и предложений.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru