Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 44. Словообразование

Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Слова образуются путём прибавления приставок, суффиксов, путём одновременного присоединения приставок и суффиксов, а также путём сложения, перехода одной части речи в другую и др.

В результате сложения образуются сложные и сложносокращённые слова. Среди них есть продуктивные, т. е. такие, с помощью которых новые слова образуются часто, и непродуктивные, посредством которых новые слова создаются редко.

242. Рассмотрите таблицу и расскажите о способах образования самостоятельных частей речи. Какой из них самый продуктивный? Запишите свои примеры слов, образованных с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.

243. Назовите продуктивные способы образования новых слов. Запишите по пять слов, иллюстрирующих каждый способ. В какие группы своих примеров вы включите слова вежливость, бездоказательный, выпускник, девятиклассник, собеседник, тишь?

244. Прочитайте. К какому стилю относится текст? Как вы это определили? Какие из выделенных слов образованы путём присоединения 1) приставки, 2) суффикса, 3) путём сложения? Как образованы невыписанные слова?

К какому из значений слова лететь являются синонимами слова бежать, мчаться, нестись?

Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей, подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. В Швейцарии обратят внимание на Альпы, в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон...

А там какой-нибудь водопад, а там оазис и мираж в пустыне, а там птичьи базары, а там пампасы и прерии. Бесконечно красива наша Земля! Бесконечны возможности путешествовать по ней, потому бесконечны, что всё равно не хватит одной человеческой жизни, чтобы узнать и увидеть Землю.

Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.

Люди, много ездившие и много видевшие, непременно подтвердят вам это.

Страна, красивейшая в мире, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье?!

Торопитесь летать, ездить, ходить, плавать. Одним словом, путешествовать по Земле. Торопитесь видеть Землю!

(В. Солоухин.)

245. Прочитайте. Выпишите слова с корнем дом. Обозначьте в них морфемы и покажите, как слова образованы. Над наречиями надпишите букву Н. Определите тему текста. В каких словах Михаила Васильевича Исаковского выражена, по вашему мнению, главная мысль текста?

Сжато изложите содержание текста.

Я и сейчас стараюсь расширять и углублять свои знания по языку. Мне, например, иногда нравится просто читать словари, и это даёт очень многое. Вот передо мной словарь Даля... Раскроем его и посмотрим хотя бы такое привычное слово, как дом. Задумайтесь над этим словом, и вы поймёте, как много значений заключается в нём. «Дом», прежде всего, означает строение для жилья. Но это, так сказать, понятие самое общее. А если сказать «крестьянский дом», то смысл слова уже меняется: это уже — хата, изба. Если сказать «каменный многоэтажный дом», то представление о доме создаётся уже другое. Под словом «дом» в иных случаях может подразумеваться и просто какая-либо хибарка, лачуга, хижина. (Вот, мол, смотрите, каков он, мой дом!) А сколько различных слов с корнем дом: тут и «домик», и «домок», и «домочек», и «домишко», и «домище», и «домина». (Даже старинное слово «домовина», что означает «гроб», происходит от слова «дом»).

Но и это ещё не всё. Посмотрите, как много производных от слова «дом»: «я нахожусь у себя дома»; «я иду домой»; «домовая книга»; «домашний обед»; «домовитый человек»; «домашничать»; «домовладелец»; «домостроительство»; «домосед»; «домочадец»; «домохозяин» и т. д.

Таким образом, если как следует разобраться даже в одном только слове «дом», то и это принесёт немало пользы. А ведь таких слов в русском языке многие тысячи.

Мне нравится также следить за живой разговорной речью.

(М. Исаковский.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru