Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 40. Публичная речь

Публичная речь — это речь, рассчитанная на публику, т. е. на определённую группу (массу) людей. Это речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции и т. д.

Не следует смешивать понятия «публичный» и «публицистический». Речь на митинге, если в ней ставятся общественно значимые проблемы, звучат призывы, выражается протест или поддержка определённым начинаниям, одновременно может характеризоваться как речь публичная и публицистическая. Иначе говоря, она произносится в публицистическом стиле.

Выступающий с научным докладом, если его задача — донести до слушателей результаты исследований, пользуется научным стилем языка (не публицистическим).

Публичная речь имеет свои особенности: говорящий часто использует обращения, риторические вопросы, различные языковые средства, которые помогают установить и поддерживать контакт с аудиторией (мы уже обсуждали (говорили), переходим к следующему аргументу и т.д.).

220. Прочитайте высказывания выдающегося судебного оратора Анатолия Фёдоровича Кони. Какие три требования (условия), по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично? Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи? Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «Кони о публичной речи».

Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана. Поставьте пропущенные знаки препинания.

1. Умение говорить публично достигается выполнением ряда требований лишь при наличности которых можно его достигнуть. Этих требований или условий по моим наблюдениям и личному опыту три нужно знать предмет о котором говоришь в точности и подробности выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью богатством и своеобразными оборотами, причём конечно к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы.

2. Говорить следует громко отчётливо (дикция) немонотонно по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность убеждённость сила.

3. Тон речи может повышаться но следует вообще менять тон повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы. Тон подчёркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне с высокого вдруг перейти на низкий сделав паузу. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя может подсказать чутьё лектора вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между частями устной речи они то же, что абзац или красная строка в письменной. Речь не должна произноситься одним махом она должна быть речью живым словом.

4. Лектор должен быть в достаточной мере освещён лицо говорит вместе с языком.

5. Краткость речи состоит не только в краткости времени в течени.. которого она произносится. Лекция может идти целый час и всё-таки быть краткой она же при 10 минутах может казаться длинной утомительной. Краткость отсутствие всего лишнего не относящегося к содержанию всего того водянистого и засоряющего чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей.

221. Прочитайте отрывок из романа Л. Н. Толстого «Воскресение». В нём содержится часть выступления товарища прокурора в суде над Масловой, одной из героинь романа, и оценка этого выступления в репликах председателя и одного из членов суда.

Согласны ли вы с этими репликами? Найдите в речи товарища прокурора несоответствия требованиям к устной публичной речи (см, текст предыдущего упражнения). Найдите в речи отступления от темы. Опирается ли выступающий в своих выводах на факты?

• Спишите первое предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте его схему.

Товарищ прокурор говорил очень долго с одной стороны стараясь выполнить все те умные вещи которые он придумал с другой стороны главное (ни, не) на минуту (ни, не)ост..новиться а сделать так что(бы) речь его лилась (ни, не)ум..лкая (в)продолжени.. часа с четвертью...

— Женщина эта,— говорил товарищ прокурор, не глядя на неё,— получила образование,— мы слышали здесь на суде показания её хозяйки. Она не только знает читать и писать, она знает по-французски, она, сирота, вероятно несущая в себе зародыши преступности, была воспитана в интеллигентной дворянской семье и могла бы жить честным трудом; но она бросает своих благодетелей, предаётся своим страстям и для удовлетворения их поступает в дом терпимости, где выдаётся от других своих товарок своим образованием и, главное, как вы слышали здесь, господа присяжные заседатели, от её хозяйки, умением влиять на посетителей тем таинственным, а в последнее время исследованным наукой, в особенности школой Шарко, свойством, известным под именем внушения. Этим самым свойством она овладевает русским богатырём, добродушным, доверчивым Садко — богатым гостем и употребляет это доверие на то, чтоб сначала обокрасть, а потом безжалостно лишить его жизни.

— Ну, уж это он, кажется, зарапортовался,— сказал, улыбаясь, председатель, склоняясь к строгому члену.

— Ужасный болван,— сказал строгий член.

222. Сочинение. Подготовьте публичные выступления для родительского собрания на тему «Взрослые и мы» («Как мы понимаем друг друга», «Что бы хотелось изменить в наших отношениях» и т.д.).

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Сколько простых предложений содержит, как минимум, многочленное сложное предложение?
  2. Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи? Приведите 1—2 примера многочленных сложных предложений с различными видами связи.
  3. Приведите примеры многочленных сложных предложений, в которых при сочетании сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними: а) ставится, б) не ставится.

223. Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Яркость портрета Печорина достигнута, в частности, синтаксическими средствами. Простым или сложным является предложение, с помощью которого описан портрет героя? Сколько микротем в этом отрывке?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Отделяйте одну микротему от другой точкой с запятой. Пронумеруйте части многочленного сложного предложения. Подчеркните расположенные рядом сочинительный и подчинительный союзы. Ставится ли между ними запятая? Почему?

Он был среднего роста стройный тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение способное переносить все трудности коч..вой жизни и перемены климатов (не)побеждё(н, нн)ое (не, ни)развратом столичной жизни (не, ни)бурями душевными пыльный бархатный сюртуч..к его застёгнутый только на две нижние пуговицы позволял разгл..деть ослепительно чистое бельё изобличавшее пр..вычки п..рядочного ч..ловека его запачка(н, нн)ые п..рчатки к..зались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке и когда он снял одну п..рчатку то я был удивлён худобой его бледных пальц..в.

224. Прочитайте отрывок из воспоминаний известного композитора XX века Сергея Сергеевича Прокофьева. Определите тему текста. Запишите текст от третьего лица. Какие знаки препинания пропущены?

• Найдите сложные предложения с различными видами связи и составьте схемы этих предложений.

Для конкурса я выбрал (не)классический к..нцерт а свой. С классическим я (не)ра(с, сс)чит..вал переиграть моих конкурентов мой же к..нцерт мог пор..зить вообр..жение экзам..наторов новизной своей техники они просто могли (не)сообр..зить как я с нею справился... С другой стороны если бы я проиграл конкурс вышло бы (не, ни)так зазорно ибо (не)ясно было из-за чего я проиграл из-за плохого к..нцерта или из-за плохой игры... Из двух своих концертов я выбрал Первый Второй прозвучал бы слишком дер..ко в стенах консерватор.. .

225. Сочинение. Перечитайте текст предыдущего упражнения и запишите ответ на вопрос: «Какие черты личности юного композитора-новатора Сергея Сергеевича Прокофьева, по вашему мнению, отразились в его воспоминаниях?» Учтите, что по консерваторской традиции на публичном конкурсном экзамене полагалось сыграть какой-либо классический фортепьянный концерт, а не собственное сочинение студента.

226. Вы закончили изучение систематического курса русского языка. В V—VII классах вы занимались по учебникам, один из авторов которых — Михаил Трофимович Баранов. Его известность такова, что, если в книжном магазине вы попросите школьные учебники русского языка М. Т. Баранова, вас поймут, несмотря на то, что он не единственный автор этих книг. Прочитайте данный ниже текст и узнайте о человеке и учёном М. Т. Баранове. Сколько частей вы выделите в тексте? Озаглавьте каждую из них. Какую из частей вам хотелось бы рассказать друзьям, знакомым, родным?

Михаил Трофимович Баранов
(1924—1999)

Михаил Трофимович Баранов — учёный, педагог, специалист в области методики преподавания русского языка, человек, отдавший свой ум, талант, щедрость души делу обучения отечественному языку в школе и вузе. Жизнь М. Т. Баранова — яркий пример того, как много может сделать человек, с какими трудностями справиться, если помыслы благородны, ум ясен, воля сильна. Можно с полным правом утверждать, что М. Т. Баранов сам сформировал себя как личность, сам был творцом своей человеческой, научной, профессиональной судьбы. Сирота (он воспитывался в детском доме г. Мценска), солдат с первых дней Великой Отечественной войны (участник боёв на Сталинградском и Воронежском фронтах), тяжело раненный в боях, он провёл год в госпитале, а выйдя из него, начал жизнь с чистого листа. По окончании войны получил высшее педагогическое образование, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертацию, стал профессором, заведующим кафедрой одного из ведущих педагогических вузов страны — Московского педагогического государственного института им. В. И. Ленина. Широко эрудированный и работоспособный, он имеет в списке научных трудов более 280 наименований. Вплоть до последних дней жизни М. Т. Баранов работал учителем русского языка в школах Москвы и учил студентов в вузе. Сочетание в одном лице учителя-практика и учёного-теоретика позволило ему активно работать над созданием программ и учебников. В сотрудничестве с другими авторами были написаны принципиально новые школьные учебники для V—VII классов с чётким методическим аппаратом: системой помет, справочными материалами, дифференциацией теоретического материала и упражнений по степени сложности, специальными параграфами к урокам развития речи. Школьникам М. Т. Баранов известен и как создатель оригинальных словарей: «Школьного орфографического словаря русского языка» и «Школьного словаря образования слов русского языка».

Контрольные вопросы

  1. Какое значение имеет русский язык в России и в современном мире?
  2. В каких двух формах существует русский литературный язык?
  3. Назовите стили русской литературной речи. В каких сферах общения они применяются?
  4. Назовите типы текстов. Чем отличается текст от набора предложений?
  5. Какие разделы науки о языке вы изучили?
  6. Какие единицы языка изучаются в каждом из разделов лингвистики?

227. Озаглавьте таблицу. Запишите в каждую графу названия понятий науки о языке, используя материал для справок.

Для справок: словосочетание, фразеологизм, слово, звук, лицо, часть речи, предложение, морфема, текст, согласный, синоним, антоним, член предложения, падеж, род, причастие, спряжение, приставка, сказуемое, словосложение, суффиксальный способ образования, приставочный способ образования слов, аббревиатура.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru