Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 39. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

План синтаксического и пунктуационного разбора

1. Вид предложения по цели высказывания; по эмоциональной окраске.

2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

3. Средства связи частей сложного предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи.

Образец синтаксического разбора

      Взглянул на кустик — истину постиг,
      Он и цветёт, и плодоносит пышно,
      Его питает солнышко, и слышно,
      Как в тишине поит его родник.

(Н. Рубцов.)

Устный разбор

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из шести простых предложений в составе сложного.

В первом предложении грамматическая основа взглянул; во втором — постиг; в третьем — он цветёт и плодоносит; в четвёртом — питает солнышко; в пятом — слышно; в шестом — поит родник.

Это многочленное сложное предложение с различными видами связи. Связь между первым и вторым предложениями бессоюзная, средство связи — интонация.

Между первым и вторым ставится знак разделения — тире.

Третье и четвёртое предложения присоединены интонацией перечисления.

Между вторым и третьим, третьим и четвёртым предложениями ставятся разделительные запятые.

Пятое предложение объединено с предшествующими союзной связью с помощью союза и, перед которым ставится разделительная запятая.

Шестое предложение присоединено подчинительным союзом как; это предложение выделяется запятыми.

Письменный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное, многочленное сложное с различными видами связи: бессоюзной, союзной сочинительной и союзной подчинительной.

218. Прочитайте. Произведите устный синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений; письменный — третьего и четвёртого предложений.

      1. Так оставьте ненужные споры —
           Я себе уже всё доказал;
           Лучше гор могут быть только горы,
           На которых ещё не бывал.

      (В. Высоцкий.)

      2. Я не люблю, когда стреляют в спину,
           Я также против выстрелов в упор.

      (В. Высоцкий.)

      3. В письмах всё не скажется
           И не всё услышится,
           В письмах всё нам кажется,
           Что не так напишется.

      (К. Симонов.)

      4. Та страна, что могла быть раем.
           Стала логовищем огня,
           Мы четвёртый день наступаем,
           Мы не ели четыре дня.

      (Н. Гумилёв.)

219. Изложение. Прочитайте фрагмент легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Перескажите его подробно, употребив по возможности сложные предложения с различными видами связи. Составьте схемы этих предложений.

...Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки...

Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.

Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба... Тогда пошли искать девушку, но не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле.

Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с ней был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда её спросили, где была она, она рассказала, что орёл унёс её в горы и жил с ней там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже: когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы гор, насмерть разбился о них.

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, они сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого. О!., тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали: Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет...

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru