Русский язык
9 класс

§ 35. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если содержание первой части указывает время, условие, причину того, о чём говорится во второй части, а также если содержание первой части резко противопоставляется содержанию второй части.

1. Ехал сюда — рожь начинала желтеть. (М. Пришвин.)

Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда).

2. Поработаешь до поту — поешь в охоту. (Пословица.)

Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если).

3. Вдруг мужики с топорами явились — лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов.)

Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому).

4. Лето припасает — зима поедает. (Пословица.) Первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но).

5. Берёза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов)

Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём сказано в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто).

199. Прочитайте предложения с сопоставительной или пояснительной интонацией. Объясните постановку тире в бессоюзных сложных предложениях, пользуясь образцами рассуждений, данными в правиле.

Учтите, что в некоторых случаях значение первой части можно определить по-разному: и как временное, и как условное. Например: Увидел грача — весну встречай. (Пословица.) (Когда увидел грача, весну встречай или: Если увидел грача, весну встречай).

Выпишите четыре бессоюзных предложения, соответствующих приведённым в правиле схемам. Составьте интонационную схему выписанных предложений.

1. Проб..вал бежать — ноги от страха не двигались. (Л. Толстой.) 2. А побьёт он меня — выходите вы за святую правду-матушку. (М. Лермонтов.) 3. Щепотки волосков лиса не пож..лей — остался б хвост у ней. (И. Крылов.) 4. Солнце выглянуло — она повеселела. (В. Короленко.) 5. Вы раздвин..те мокрый куст — вас так и обдаст накопившемся запахом ночи. (И. Тургенев.) 6. Биться (в)одиночку — жизни не перевернуть. 7. Проголодаешься — хлеба достать догадаешься. 8. В ступе воду толочь — вода будет. 9. Богатырь умрёт — имя его остане(т, ть)ся. (Пословицы.)

200. Расставляя пропущенные знаки препинания, выпишите сначала простые предложения, затем сложные. Подчеркните грамматические основы предложений.

• В каких бессоюзных сложных предложениях значение может быть понято и как условное, и как временное?

1. Летом дома сидеть зимой хлеба не иметь. 2. Трусливому каждый ш..рох беда. 3. В..юги да м..тели под февраль полетели. 4. Сугроб да в..юга два друга. 5. Июль макушка лета декабрь шапка зимы. 6. Солнце пр..греет всё поспеет. 7. Весной сутки прогуля..шь неделей (не)наверста..шь. 8. Ветер поду..т следы зам..тёт. 9. Мерить ветер (не)хватит вёдер. 10. Много снега много хлеба. 11. Много воды много травы. 12. Зима без снегу лето без хлеба. 13. В осеннее (не)настье семь погод на дворе се..т ве..т мут..т крут..т рвёт (с)верху л..ёт а (с)низу м..тёт. 14. Больше снега на полях больше хлеба в закромах. 15. Зимой снег глубокий летом хлеб высокий. 16. Снега наду..т хлеба пр..будет вода разол..ётся сена наб..рётся. 17. Не хочешь холоду полюбишь лес (с)молоду. 18. Лето при-носиха зима подбериха.

(Пословицы.)

201. Бессоюзные сложные предложения широко используются в устно-разговорной речи, а также в произведениях художественной литературы, особенно в диалогах и монологах героев, когда писатели стремятся отразить особенности синтаксиса устной речи. Найдите в 3-м действии комедии Д. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения. Выпишите их и объясните постановку знаков препинания.

202. Сочинение. Картина Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка» (из серии «Волга — русская река») написана в 1944 году в конце Великой Отечественной войны. Художник изображает село, каких много, и хочет показать его неброскую. спокойную красоту. На картине мы видим село в целом, его панораму: оно вольно раскинулось по пологим склонам большого оврага, заросшего травой, кустарником, деревьями.

Как вы думаете, с какой точки обзора художник писал свою картину, чтобы нашим глазам открылась эта панорама? Какое время года изобразил художник? Почему на его картине преобладают блёклые золотистые краски? Что изображено на переднем плане? Что синеет на горизонте? Какие детали привлекли ваше внимание? Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут вас. притягивают к себе?

Представьте себе, что вы были на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее и вам захотелось поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями об этой картине. Что вы скажете? А что бы вы написали в книгу отзывов?

Выберите возможную ситуацию и запишите ваш рассказ или отзыв.

Рейтинг@Mail.ru