Русский язык
9 класс

§ 32. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

В бессоюзных сложных предложениях, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения.

Благодаря союзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения явно выражены. Например, союз если выражает условие, союз потому что — причину, но — противопоставление и т. д.

При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего.

Например, смысл сложного предложения, состоящего из частей Стало холодно/подул ветер, можно истолковать по-разному. Если говорящий сообщает об изменении погоды, то он перечисляет эти изменения и предложение произносится с перечислительной интонацией, а на письме между предложениями ставится запятая: Стало холодно, подул ветер.

Если говорящий указывает на причину, почему стало холодно, то в сложном предложении выражаются причинные отношения и произносится оно с интонацией предупреждения, с неспокойным (предупредительным) понижением голоса перед второй частью сложного предложения, а на письме между предложениями ставится двоеточие: Стало холодно: подул ветер.

Таким образом, интонация в устной речи и знаки препинания в письменной выражают смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

186. Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский считал: «Бессоюзие... по всей вероятности, древне́е и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там. где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов». Прочитайте про себя данные ниже предложения. Из какого они произведения? В этом произведении бессоюзных сложных предложений много. Попытайтесь объяснить это, учитывая высказывание А. М. Пешковского.

Прочитайте вслух предложения с интонацией перечисления.

  1. С раннего утра до вечера, с вечера до ра..света летят стрелы калёные, гр..мят сабли о шлемы, тр..щат копья булатные.
  2. З..ря свет зажгла, туман поле покрыл, щёкот соловьиный затих, говор галочий пробудился.
  3. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает.
  4. Стоят стяги в Путивле, Игорь ждёт милого брата Всеволода.
  5. Тоска разлилась по Русской земле, п..чаль тяжко пот..кла среди земли Русской.

Особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления:

— их части отделяются друг от друга равными по длительности, но небольшими паузами;

— голос повышается в конце каждой части предложения (интонация незаконченности);

— голос снижается лишь в конце сложного предложения.

Например:

187. Прочитайте вслух пословицы, соблюдая интонацию сопоставления. Приведите примеры 2—3 пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.

Особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением сопоставления:

  1. Пожалеешь лычка — отдашь ремешок.
  2. На языке мёл — на сердце лёд.
  3. Семь раз отмерь — один раз отрежь.

— части имеют одинаковые по силе ударения на словах, особенно важных для противопоставления;

— первая часть заканчивается небольшим повышением голоса (интонацией незаконченности и паузой);

— вторая — соответствующим понижением.

Например:

188. Прочитайте предложения с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями, соблюдая предупредительную интонацию.

  1. Не пугай, зима: весна придёт.
  2. Лень, отвори дверь: сгоришь.
  3. Дело не медведь: в лес не уйдёт.
  4. Дружба не гриб: в лесу не найдёшь.

(Пословицы.)

Особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения:

— первая часть произносится с неспокойным (предупредительным) понижением голоса; после неё имеется значительная пауза;

— вторая часть заканчивается обычным понижением голоса.

Например:

Контекст (от лат. contextus — соединение, связь) — фрагмент текста, необходимый и достаточный для определения значения включённой в него единицы. Для понимания смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения контекст очень важен.

Вне контекста смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения допускают различное толкование.

189. Воспроизведите мысленно различные ситуации и в зависимости от них составьте (устно) бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным. Произнесите эти предложения с нужной интонацией.

  1. а) Мальчик вздрогнул; б) Удочка вырвалась из рук.
  2. а) Стало прохладно; б) Наступил вечер.
  3. а) Подул ветер; б) Штора заколыхалась.
  4. а) Мать перестала петь; б) Ребёнок уснул.

190. Прочитайте известные афоризмы Козьмы Пруткова, выразив с помощью интонации смысловые отношения. Какие по структуре предложения отобраны из книги «Мысли и афоризмы»? Кем был создан в литературе образ ограниченного, тщеславного, самовлюблённого, наивного и прямодушного Козьмы Пруткова?

  1. Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану.
  2. Не робей перед врагом; лютейший враг человека — он сам!
  3. Не ходи по косогору — сапоги стопчешь.
  4. Опять скажу: никто не обнимет необъятного.
  5. Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда — дурно.
  6. Не растравляй раны ближнего; страждущему предлагай бальзам. Копая другому яму, сам в неё попадёшь.
  7. Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить.
  8. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе.
  9. Хочешь быть счастливым — будь им.
  10. Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь.

Рейтинг@Mail.ru