Русский язык
9 класс

§ 3. Стили языка

В литературном языке выделяется несколько основных стилистических разновидностей. Каждая такая разновидность предназначается для использования в определённых сферах общения.

Вспомните и запишите названия известных вам стилей.

Образец выполнения: Сфера бытового общения — разговорный стиль.

  1. Сфера научного общения — ...
  2. Сфера делового и официально-делового общения — ...
  3. Сфера воздействующего общения — ...
  4. Сфера бытового общения — ...

Каким термином обозначаются записанные вами четыре стиля языка?

16. Заполните схему "Стили литературного языка". Какие стили противопоставлены друг другу?

Каждый стиль характеризуется своим набором языковых средств — лексических, фразеологических, грамматических.

В текстах научного стиля это термины, специальная лексика, сложные конструкции; в текстах публицистического характера изобилует общественно-политическая лексика и т. д. Однако во всех стилях основная масса языковых средств — нейтральные, межстилевые слова и конструкции, т. е. те, которые могут употребляться в разных стилях. Именно на их фоне выделяются специфические, характерные для определённого стиля речи языковые средства.

Наличие общего языкового фонда свидетельствует о единстве литературного языка. И в то же время мы наблюдаем постоянный процесс взаимодействия стилей. Так, разговорный стиль проникает в такие книжные стили, как научный, публицистический, художественный. В свою очередь разговорная речь обогащается за счёт элементов книжных стилей.

17. Проанализируйте отрывок из рассказа А. И. Куприна «Вечерний гость». В каких словах и предложениях особенно ярко, образно передаются чувства героя? Найдите межстилевую (нейтральную) лексику. Какие слова терминологического характера включены в повествование? Охарактеризуйте стиль данного фрагмента.

Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вешь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат... и его мысли станут моими мыслями... О, как таинственны , как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные явления!

18. Прочитайте стихотворение А. Маркова. Какие сравнения использует поэт, чтобы описать речь, которая доставляет людям радость и, наоборот, лишает их этого прекрасного чувства? Какие ещё средства художественной речи использует поэт в стихотворении?

      Есть речь, как ветерок степной,
      Есть речь, как моря глубина.

      Есть речь, как дождик проливной,
      Когда восходят семена,
      Как родниковые ключи,

      А то и как свинцовый град —
      По темени стучит, стучит,
      Да так, что жизни ты не рад.

Сравните два высказывания.

В каком из них просто сообщается информация?

Из какого высказывания мы узнаём об отношении автора к тому, о чём он говорит, о его настроении?

Завтра будет неважная погода. Наверное, будет пасмурно, пойдёт унылый дождик. Очень не хочется ехать за город.

Завтра, 5 сентября, температура воздуха 12—14 градусов тепла, переменная облачность, кратковременные дожди.

В каком высказывании есть слова с оценочным значением?

Назовите их.

В каком высказывании преобладают слова и словосочетания, точно обозначающие признаки погоды на завтра?

Какие стили вы вспомнили?

19. Прочитайте стихотворные строки Р. Уодиса. Что нужно знать, чтобы успешно общаться? Приведите примеры, показывающие, что при общении действительно нужно учитывать названные «шесть вещей».

      Лишь шесть вещей должны вы знать,
      И вам язык не враг,
      Кому сказать, _ (адресат)
      О чём сказать, _ (содержание)
      Зачем, _ (задача)
      Когда, - (время)
      И где, _ (место)
      И как. _ (в каком стиле и в каком жанре)

Образец рассуждения: Конечно, важно знать, кому ты говоришь, с кем общаешься. Например, я по-разному буду просить отца и учительницу, чтобы они помогли мне решить задачу. Папе я скажу: «Пап, никак задача не получается. Помоги мне решить задачу по математике. Как только у тебя будет время...» А учительнице я скажу до урока: «Елена Сергеевна, извините. Я не смог решить задачу. Не знаю, что я сделал не так. Посмотрите, пожалуйста, моё решение. Где я допустил ошибку?»

20. Познакомьтесь с текстом (взятым из энциклопедического словаря). Какого он стиля? Укажите синтаксические конструкции, характерные для научного стиля.

Чёрное море, море Атлантического океана, между Европой и Малой Азией. Керченским проливом соединяется с Азовским морем, проливом Босфор — с Мраморным морем и далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морем. Наибольшая глубина 2210 м. Впадают крупные реки: Дунай, Днепр, Юж. Буг, Днестр, Риони. На глубине свыше 150 м вода заражена сероводородом (на больших глубинах нет живых организмов). Рыболовство (осетровые, ставрида, скумбрия и др.). <...> На побережье многочисленные курорты.

21. В каком стиле А. И. Куприн рассказывает о кольце с изумрудом (смарагдом)?

Это кольцо с смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная моя, потому что смарагд — любимый камень Соломона, царя Израйльского. Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя , и когда смотришь на него долго , то светлеет сердце; если поглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя лёгким.

22. Сочинение. Опишите камень или какой-либо другой предмет, который вам нравится. Это может быть драгоценный или обыкновенный предмет, который вы нашли, купили, который вам подарили, предмет, который украшает вашу одежду, комнату, двор, улицу и т. п. Определите прежде всего, о каком именно предмете вы будете писать и в каком стиле.

23. Каждый стиль реализуется в определённых жанрах (т. е. в определённых разновидностях текста). Ранее были даны названия речевых жанров. Запишите их названия в таблицу.

Названия жанров: статья в научном журнале, послание президента, объяснительная записка, беседа с другом, доклад (в лаборатории), монография, служебная переписка, протокол, статья в газете, патентное описание, разговоры в семье, письмо товарищу, инструкция, реферат, словарная статья (в энциклопедическом словаре), прения, дебаты, выступление на юбилее, отчёт.

В каких случаях вы затруднялись в определении стиля жанра?

Академик В. Г. Костомаров пишет в своей книге «Языковой вкус эпохи»: «Стиль сегодняшнего общения характеризуется размытостью границ между разными коммуникативными сферами, нивелировкой типов речи, в том числе и официальной...»

Приведите один-два примера текстов, подтверждающих мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ» между стилями текста.

24. Прочитайте фрагмент текста «Русский язык» из книги Д. С. Лихачёва «Заметки и наблюдения» (1989). Какую часть «Заметок...» можно охарактеризовать как текст публицистического стиля, а какую — как текст разговорного стиля? Докажите своё мнение, анализируя языковые средства в этих двух частях текста.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность...

Жаргон — разновидность речи, используемой главным образом в устном общении группой лиц, объединённой по признаку профессии или возраста.

В какой из колонок записаны жаргонизмы? Объясните их значение.

Бугор
Лапша, есть лапшу
Заграничный, импортный
Видеомагнитофон

За бугром, из-за бугра, за бугор
Вешать лапшу на уши
Забугорный
Видак

25. Какие жаргонные словечки вы знаете, слышали? В каких случаях их употребление оправданно?

26. В настоящее время активно заимствуются слова из американского варианта английского языка даже в тех случаях, когда есть не менее точные русские эквиваленты, например:

      конверсия — преобразование,
      стагнация — застой,
      консенсус — согласие, соглашение,
      коррумпированный — продажный. И т. д.

Слышали ли вы такие иноязычные заимствования? Запишите те из них, которые вам запомнились. Как вы относитесь к моде употреблять как можно больше иноязычных слов независимо от речевой ситуации?

27. Найдите и запишите более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Для справок: встреча в верхах (встреча на высшем уровне); экран; жаргон; спектакль-зрелище; авторитет, популярность; вклад; краткое изложение, сборник материалов.

Рейтинг@Mail.ru