Русский язык
9 класс

§ 28. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Прочитайте предложения и соотнесите их со схемами, данными справа. Ответьте на вопросы:

  • сколько придаточных в каждом из сложноподчинённых предложений; к чему присоединяются придаточные в первом сложном предложении, во втором;
  • в чём различие в структуре этих сложноподчинённых предложений?

Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных. Такие предложения называются многочленными.

В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи:

    соподчинение;

    последовательное подчинение.

При соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению.

Соподчинение бывает:

однородным

    Соподчинение называется однородным, если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному.
неоднородным
    Соподчинение называется неоднородным, если к главному предложению относятся придаточные разных видов или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении.

Однородное соподчинение:

Неоднородное соподчинение:

При последовательном подчинении придаточные предложения зависят одно от другого.

Например:

Многочленные сложноподчинённые предложения могут иметь более сложную структуру, если комбинируются соподчинение и последовательное подчинение.

Например:

167. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые п жения в такой последовательности: сначала многочленные сложноподчик предложения с соподчинением, затем — с последовательным подчиненное ставьте схему каждого предложения. Оформите запись по образцу.

Образец:

      1. Кто видел край где роскошью природы
      Оживлены дубравы и луга
      Где весело шумят и блещут воды
      И мирные ласкают берега
      Где на холмы под лавровые своды
      Не смеют лечь угрюмые снега.

      (А. Пушкин.)

      2. Что листья падают что ночь светла
      Запомню и вовек не пожалею
      О том что нас далёко завела
      Кленовая сентябрьская аллея.

      (С. Щ и п а ч ё в.)

      3. День когда ты узнала впервые
      Что есть Индия — чудо чудес
      Что есть тигры и пальмы святые
      Для меня этот день не исчез.

      (Н. Гумилёв.)

      4. Про тебя мне шептали кусты
      В белоснежных полях под Москвой.
      Я хочу чтобы слышала ты
      Как тоскует мой голос живой.

      (А. Сурков.)

168. Прочитайте вслух одно из ранних стихотворений Марины Цветаевой Сделайте паузу перед строчками, в которых, по вашему мнению, поэт воспевает судьбу своих стихов.

Определите вид сложного предложения, употреблённого в тексте. Объясните (устно) постановку знаков препинания.

      Моим стихам, написанным так рано.
      Что и не знала я, что я — поэт.
      Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
      Как искры из ракет,
      Ворвавшимся, как маленькие черти,
      В святилище, где сон и фимиам,
      Моим стихам о юности и смерти —
      Нечитанным стихам!
      Разбросанным в пыли по магазинам
      (где их никто не брал и не берёт!),
      Моим стихам, как драгоценным винам.
      Настанет свой черёд.

При однородном соподчинении придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах.

При последовательном подчинении, если союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. окажутся рядом, запятая между ними ставится. Запятая не ставится, если далее идёт вторая часть союза — то, так или тем.

1. Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубячне и какая это будет интересная жизнь. (А. Чехов.)

2. У костра остался проводник, который, пока путешественники охотились, приготовил ужин.

3. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. (Л. Толстой.)

169. Спишите, расставляя запятые в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями. Составьте схемы этих предложений. (Образец см. выше.)

1. ...Нет сомнения что он [А. С. Пушкин] создал наш поэтический наш литературный язык и что нам и нашим потомкам останется только идти по пути проложенному его гением. ...Пушкин сам был великолепный русский художник.

2. ...Заслуги Пушкина перед Россией в..лики и достойны народной признательности. Он [Пушкин] дал окончательную обработку нашему языку который теперь (по)своему богатству силе лог..ке и крас..те формы признаё..ся даже иностранными филологами едва ли (не, ни) первым после древн..греческого; он от..звался типическими обр..зами бе..смертными звуками на все ве..ния русской жизн.. .

(И Тургенев )

170. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему второго предложения. Как называется этот вид подчинительной связи придаточных?

1. Со своими воспитанниками Арина Родионовна обращалась запросто называла их «занавесные Пушкенята» потому что когда они были грудными младенцами им во время кормления как-то особенно завешивали глаза от света.

2. Привязанность Пушкина к няне так бросалась в глаза что Анна Керн в которую Пушкин был так бурно влюблён уверяла что Пушкин понастоящему любил только свою Музу и свою няню.

(А. Тыркова-Вильямс.)

171. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Светлова. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Определите вид придаточных. Подчеркните грамматические основы в придаточных предложениях. Составьте схемы сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением придаточных.

Песенка

      Что(б) ты не страдала от пыли дорожной
      Что(б) ветер твой след не закрыл
      Любимую на руки взяв ост. .рожно
      На обл..ко я усадил.

      Когда я промчуся ветра обп.няя
      Когда я пришпорю коня
      Ты с обл..ка (с)верху нагнись дорогая
      И поем..три на меня!

172. Спишите, расставляя знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Определите вид придаточных и вид подчинительной связи.

Скажи мне отчего в эту ночь воздух всегда так тёпел и тих отчего в небе горят миллионы звёзд отчего природа одевается радостно отчего сердце у меня словно саднит от полноты нахлынувшего вдруг веселия, отчего кровь приливает к горлу?

«Христос воскрес!» — звучат колокола, вдруг загудевшие во всех углах города; «Христос воскрес!» — журчат ручьи, бегущие с горы в овраг; «Христос воскрес!» — говорят шпили церквей, внезапно одевшиеся огнями; «Христос воскрес!» — приветливо шепчут вечные огни, горящие в глубоком, тёмном небе; «Христос воскрес!» — откликается мне давно минувшее моё прошлое.

(М. Салтыков-Щедрин.)

173. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

1. Учебник К. Д. Ушинского «Родное слово» показывает какое громадное значение для общего образования могут иметь уроки родного языка если на язык смотреть как на живой организм в котором отражаются судьбы думы и стремления народа и усвоение которого означает тем самым погружение в сокровищницу национальной культуры.

2. Национальное образование есть не столько проявление фактически уже существующей в виде готовой данности народной души сколько приобщение народа к культурному преданию которое накоплено в его среде творческими усилиями его сынов.

(С. Гессен.)

3. Что ни делаю постоянно думаю что служу этим сколько позволяют мои силы прежае всего моему отечеству нашей русской науке.

(И. Павлов.)

4. Главным открытием было то что оказывается можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение.

174. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвардия». По мнению многих. Булгаков, как, наверно, никто из русских писателей, умел выявить, показать читателям связь Человека и Дома. Согласны ли вы с этим? Почувствовали ли вы эту связь в прочитанном отрывке? Выскажите собственное мнение об этом. Объясните постановку запятых в последнем предложении.

...В доме № 13 по Алексеевскому спуску изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой чёрные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец — профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос...

175. Прочитайте юмористический рассказ талантливого писателя Серебряного века русской литературы Н. А. Бучинской, известной под псевдонимом Тэффи.

Какое отношение автора к себе проявляется в этом рассказе?

Представьте себе, что вам предстоит сделать краткое сообщение о происхождении псевдонимов на основе рассказа Тэффи. Дополните своё сообщение сведениями о других псевдонимах писателей (актёров, политических деятелей и др.).

Псевдоним

Меня часто спрашивают о происхождении моего псевдонима.

Действительно, почему вдруг «Тэффи»? Что за собачья кличка? Недаром в России многие из читателей «Русского слова» давали это имя своим фоксам и левреткам.

Почему русская женщина подписывает свои произведения каким-то энглизированным словом?

Уже если захотела взять псевдоним, то можно было выбрать что-ни-будь звонкое. Кроме того, женщины-писательницы часто выбирают себе мужские псевдонимы. Это очень умно и осторожно: к дамам принято относиться с лёгкой усмешкой и недоверием.

Была писательница Марко Вовчок, талантливая романистка и общественная деятельница, подписывалась «Вергежский». Всё это, повторяю, имеет свой резон. Умно и красиво. Но — «Тэффи» — что за ерунда?

Так вот, хочу честно объяснить, как это произошло.

Происхождение этого дикого имени относится к первым шагам моей литературной деятельности. Я тогда только напечатала два-три стихотворения, подписанные моим настоящим именем, и написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно...

— Ну кому из директоров театра охота читать всякую дребедень, когда уже написан «Гамлет» и «Ревизор»? А тем более дамскую стряпню.

Вот тут я и призадумалась. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё.

Но что?

Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливы.

За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве. Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И гут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный.

Звали его Степан, а домашние называли его Стэффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и, будь что будет, послала её прямо в дирекцию театра. Никому ни о чём не рассказала, потому что уверена была в провале своего предприятия.

И вот читаю как-то «Новое время» и вижу нечто.

«Принята к постановке в Малом театре одноактная пьеса Тэффи

«Женский вопрос». Первое, что испытала,— безумный испуг. Второе — безграничное отчаяние. Я сразу вдруг поняла, что пьеска моя непроходимый вздор, что она глупа, скучна, что под псевдонимом надолго не спрячешься, что пьеса, конечно, провалится с треском и покроет меня позором на всю жизнь.

Пьеса прошла с успехом. На другой день я в первый раз в жизни беседовала с посетившим меня журналистом. Меня интервьюировали.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Я шью туфли для куклы моей племянницы.

— Гм... вот как! А что означает ваш псевдоним?

— Это ... имя одного дур... то есть так, фамилия.

— А мне сказали, что это из Киплинга.

Я спасена! Я спасена! Я спасена! Действительно, у Киплинга есть такое имя. Сразу всё вспомнилось.

— Ну да, конечно, из Киплинга!

В газетах появился мой портрет с подписью «Taffy». Конечно, вступления не было.

Рейтинг@Mail.ru