Русский язык
9 класс

§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Все они содержат не только сообщение о двух взаимосвязанных ситуациях, но и объяснение того, почему, вследствие чего, при каком условии, вопреки чему, с какой целью происходит или будет происходить то, о чём говорится в главном предложении.

Например:

Мы спрятались под дерево, потому что начался дождь.

Начался дождь, так что мы спрятались под дерево.

Если начнётся дождь, то мы спрячемся под дерево.

Несмотря на то что пошёл дождь, мы не стали прятаться под дерево.

Чтобы укрыться от дождя, мы спрятались под дерево.

Рассмотрите схему сложноподчинённых предложений со значением обусловленности.

Назовите виды этих предложений, средства связи и приведите примеры на каждый из видов этих сложноподчинённых предложений.

Придаточные причины содержат указания на причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединяются к главному при помощи союзов потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др.

Например: Скоро начнётся гроза, потому что небо затянуто тёмными тучами; Ребята не заблудились в лесу, благодаря тому что умели пользоваться компасом.

131. Выпишите, расставляя пропущенные выделительные запятые, сложноподчинённые предложения тремя группами: с придаточным предложением, которое стоит: 1) после главного: 2) перед главным; 3) в середине главного. Какое предложение вы не выписали?

1. Я сч..таю Уланову своим учителем потому что встречи с ней, с её искусством становились всегда для меня уроками творчества, мудрости, красоты. (Ю. Завадский.) 2. В театре служат, а не работают потому что театр — это храм. (М. Садовский.) 3. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстыо казались очень высокими и пухлыми. (А. Чехов.) 4. Поскольку участок оказался сильно заболоченным пришлось срочно приняться за осушение его. (А. Куприн.) 5. Так как я умел петь народные песни матросы охотно приняли меня в свою компанию. (Ф. Шаляпин.) 6. Оттого что обл..ка почти к..сались верхушек берёз на земле было тихо и тепло. (К. Паустовский.)

132. Причинно-следственные отношения могут быть выражены различными синтаксическими средствами. Замените выделенные части предложений придаточными причины. Запишите по образцу. Подчеркните языковые средства, благодаря которым значение причины выражено более явно. Какие из обстоятельств, выделенных в первом и втором предложениях, характерны для деловых бумаг?

Образец: Занятие кружка не состоялось из-за болезни руководителя (обет, причины). Занятие кружка не состоялось, потому что заболел руководитель (прид. причины).

1. Спортзал закрыт (в)следстви.. ремонта. 2. За неимением подходящего помещения гимнасты вынуждены трен..роваться в школьном ко..идоре. 3. Настроенный с самого начала на ничью, молодой шахматист в игре с гро(с, сс)мейстером не сумел использовать выгодного положения своей ладьи. 4. Увл..кшись ко..екционированием художественных открыток, ребята стали лучше понимать произведения иску..тва.

133. Прочитайте. Определите основную мысль текста и выразите её в заглавии. Спишите, расставляя знаки препинания.

Это подлинник с уважением говорим мы про картину или скульптуру. К-.залось бы можно легко листая журнал или книгу где помещены репродукции работ художников и скульпторов познакоми..ся с их творчеством. Но почему люди всё(таки) стремя..ся в музеи и картинные галереи Почему для того чтобы посмотреть подлинник они едут в другой город или даже страну.

Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к иску..тву. Художник не просто пол..жил краски на холст стираясь сделать это как можно красивее. Нет в картину он всегда вклад..вает своё отношение к тому что изображает свои переживания и мысли — словом своё, (не)повторимое потому что каждый видит мир (по)своему. Встреча с произведением иску..тва это так(же) встреча с его создателем.

Стоя перед картиной или скульптурой мы ст..раемся понять её творца разг..дать то что он хотел нам сказать. И чем больше мы смотр..м на картину-подлинник тем больше она говорит нам тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие.

Рассказать обо всём этом передать очарование подлинника не в силах самая совершенная копия.

(По Е. Каменевой)

134. Сочинение. Ответьте на вопросы, поставленные в предыдущем тексте. Сформулируйте тезис и раскройте его кратко (в 3—4 предложениях), опираясь на содержание текста.

Сравните два сложноподчинённых предложения.

Укажите, в каком из предложений следствие содержится в главном предложении, а причина — в придаточном, в каком — наоборот.

Художник А. К. Саврасов спешил закончить свои этюды, потому что последние сентябрьские дни были ясные и солнечные.

Последние сентябрьские дни были ясные и солнечные, так что художник А. К. Саврасов спешил закончить свои этюды.

Какое из этих предложений является сложноподчинённым с придаточным следствия?

Каким союзом присоединяется в этом предложении придаточное предложение к главному?

Сравните сложноподчинённое предложение с придаточным следствия и сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

Что у них общего и чем они различаются?

Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания всего главного предложения, отвечают на вопрос, что произошло вследствие этого, и присоединяются к главному предложению при помощи союза так что.

Например: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов.)

135. Спишите, поставьте недостающие запятые. Определите вид сложноподчинённых предложений. Составьте схемы 1-го и 4-го предложений.

1. Ты отвечал замечательно так что отметка должна быть высокая. 2. Я тщательнейшим обр..зом проверил работу так что н.. должно быть н.. орфографических н.. пунктуационных ошибок. 3. Желающих изучать историю иску..тва оказалось много так что пр..дётся организовать спец..альные факультативные занятия. 4. Я (не)плохо вл..дею английским языком потому что изучаю его с детства.

136. Перестройте предложения по образцу. Определите вид придаточных в данных сложноподчинённых предложениях и в записанных вами.

Образец: Переходить реку опасно, потому что лёд ещё очень тонкий (причина).— Лёд ещё очень тонкий, так что переходить реку опасно (следствие).

1. Надо потеплее одеться, потому что на улиц., уже довольно свежо. 2. Пр..дётся сделать второй снимок, потому что первый мог не получиться.

137. Перепишите, указывая (в скобках) вид придаточных предложений. Расставьте знаки препинания. Какие вы можете привести примеры, показывающие, что стихи из «Горя от ума» стали афоризмами, крылатыми выражениями?

1. «Горе от ума» есть явление (не)обыкновенное произведение таланта сильного могучего. 2. Комедия была написана (не)книжным языком котором н..кто не говорил но живым лёгким разговорным русским языком. 3. Каждое слово комедии Грибоедова дышало комическою жизнию пор..жало быстротою ума ор..гинальностью оборотов поэзиею обр..зов так что почти каждый стих в ней обратился в пословицу или поговорку и годился для применения то к тому то к другому обстоятельству жизни. 4. Язык стих слог всё оригинально в «Горе от ума». 5. Удивительно ли что «Горе от ума» ещё в рукописи было выучено (на)изусть целою Россиею!

(В. Белинский.)

Прочитайте предложения. В каждом из них определите вид придаточного.

В каких предложениях придаточное предложение обозначает реальные условия, т. е. те, которые могут быть осуществлены?

С помощью какого союза придаточное предложение присоединено к главному?

В каких предложениях придаточное предложение обозначает ирреальные (неосуществлённые) условия?

С помощью какого союза оно присоединено к главному?

1. Если команда выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

2. Если он выполнит работу качественно и в срок, то получит премию.

3. Если наши расчёты окажутся верными, мы уже через месяц достигнем цели.

1. Если бы команда выиграла вчерашний матч, то она вышла бы в финал.

2. Если бы он выполнил работу качественно и в срок, то получил бы премию.

3. Если бы наши расчёты оказались верными, мы уже через месяц достигли бы цели.

Придаточные условные предложения служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главном.

Придаточное предложение отвечает на вопрос при каком условии?, присоединяется к главному предложению союзами если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др.

138. Спишите, расставляя пропущенные запятые, подчеркните придаточные условные. Заключите в овал союзы, связывающие их с главным предложением. На каком месте по отношению к главному стоит придаточное? • В книжной или разговорной речи употребляются союзы раз, коли (коль), кабы?

1. Если сухие ветви с деревьев в тих..ю погоду валятся будет дождь. 2. Если осенью листопад пройдёт скоро надо ож..дать крутой зимы. 3. Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушк.. то следующая весна будет ранняя. 4. Не стыдно говорить коли правду хочешь об..явить. 5. Кабы на доброго коня не спотычка ему бы и цены (не)было. 6. Всякая рыба хороша коль на удочку пошла. 7. Раз обещал не опаздывать приходи вовремя.

139. Прочитайте текст, определите его стиль и тип. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните придаточные условные, задайте к ним вопросы, заключите в овал союзы.

• Укажите придаточное, к которому можно поставить вопросы когда? при каком условии? Что можно сказать об оттенках значения таких придаточных предложений?

Когда матушка улыбалась её лицо делалось несравненно лучше и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку я бы не знал что такое горе. Мне кажется что в одной улыбке состоит то что называют красотою лица. Если улыбка прибавляет прелести лицу то лицо прекрасно; если она не изменяет его то оно обыкновенно; если она портит его то оно дурно.

(Л. Толстой.)

140. Прочитайте отрывки из стихотворения С. Я. Маршака «Песенка о вежливости». Укажите в сложноподчинённых предложениях придаточную условную часть. С помощью какого союза она присоединена к главной? Для какого стиля речи характерен этот союз?

      Ежели вы вежливы
      И к совести не глухи,
      Вы место без протеста
      Уступите старухе.

      И ежели вы вежливы,
      Вы, сидя на уроке,
      Не будете с товарищем
      Трещать, как две сороки.

      И ежели вы вежливы,
      То вы в библиотеке
      Некрасова и Гоголя
      Возьмёте не навеки.

141. Прочитайте отрывок из книги известного физика К. И. Щёлкина. Определите стиль текста. Назовите использованные в тексте языковые средства, присущие данному стилю. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схемы сложноподчинённых предложений с придаточной частью условия.

Если ма(с, сс)у электрона принять за единицу то ма(с, сс)а протона составит 1836 электронных ма(с, сс). Ма(с, сс)а атома водорода таким образом практически определяемся ма(с, сс)ой протона. Плотность вещества в протоне фантастически велика — около двухсот миллионов тонн в кубическом сантиметре. Такова примерно плотность вещества вообще во всех атомных ядрах — кислорода, железа, урана и др. Если бы появилась возможность сложить вместе плотно друг к другу ядра стали производимой всеми заводами земного шара (в)течени.. года то они заняли бы об..ём, (не)много превышающий один кубический сантиметр. Пятилетнее мировое производство стали — в одной д..сертной ложке.

142. Выпишите из учебника физики (математики, химии) три сложноподчинённых предложения с придаточными условными. Заключите в овал союзы, соединяющие главное и придаточное в этих предложениях.

143. Прочитайте отрывок из стихотворения «Как научиться рисовать» известного поэта и исполнителя своих песен Булата Окуджавы. Сколько предложений в этом отрывке? Определите вид придаточных предложений в каждом сложном. Спишите, расставляя пропущенные выделительные запятые. Заключите в овал союзы, соединяющие придаточное предложение с главным.

      Если ты хочешь стать живописцем
      то рисовать не сп..ши.
      Разные кисти из шерсти барсучьей
      перед собой разл..жи,
      белую краску воз..ми потому что
      это — начало, потом
      жёлтую краску воз..ми потому что
      всё созревает, потом
      серую краску воз..ми чтобы осень
      в небо плеснула свинец,
      чёрную краску воз..ми потому что
      есть у начала конец.

Прочитайте предложения.

В какой колонке предложения сложноподчинённые с противительными отношениями?

В какой — сложноподчинённые с уступительными отношениями?

С помощью каких союзов присоединяются придаточные уступительные к главной части предложения?

1. Спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы а судьи поставили ей невысокий балл.

2. Спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы, но судьи поставили ей невысокий балл.

1. Хотя спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы, судьи поставили ей невысокий балл.

2. Несмотря на то что спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы, судьи поставили ей невысокий балл.

Уступительные придаточные предложения сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чём говорится в главном предложении. Можно поставить вопросы: несмотря на что? вопреки чему?

Например: Через полчаса всё в доме успокоилось (несмотря на что?), хотя спали далеко не все. (В. Короленко.)

Придаточные уступительные присоединяются к главному предложению с помощью союзов хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетанием местоименных слов как, сколько с частицей ни.

Например: Как ни был Хорь умён, водились и за ним некоторые предрассудки. (И. Тургенев.)

144. Перепишите, ставя пропущенные знаки препинания и раскрывая скобки. Заключите в овал средства связи придаточного предложения с главным. В каждом сложном предложении подчеркните главное предложение и поставьте от него вопрос к придаточному. Определите вид сложноподчинённых предложений.

• Определите место придаточного по отношению к главному предложению.

1. (Не)смотря на то что сад..вод пересадил левкои (во)время они сбросили листья и пр..остановились в росте. 2. Хотя ящик с сеянцами цветов поставили на самое светлое и прохладное окно сеянцы сильно выт..нулись и полегли. 3. Средние (30—35 см) и ни..кие (20 см) сорта циннии выр..щенные на б..лконах обильно и (не)пр..рывно цветут до самых заморо..ков хотя циннии теплолюбивые р..стения. 4. В средней полосе Росси.. (за)частую можно увидеть розовые ж..лтые палевые (красно)в..шнёвые цветы мальвы хотя родина мальвы Малая Азия Кавказ. 5. Сколько (не, ни)поливали попавшие под зам. розки розы бутоны на них (не, ни)раскрывались. 6. Деревья в саду (не, ни)покрылись пышными, роскошными лист..ямн как (не, ни)ухаживали за ними новые хозяева. 7. Сад..воду (не, ни (удалось получить семян георгинов нужного copra куда (не, ни (обращался он с просьбой.

145. Составьте и запишите 3—4 предложения, в которых с помощью сложноподчинённых предложений с придаточными уступительными расскажите о своих действиях. приведших к результату, противоположному ожидаемому вами. Составленные вами предложения могут быть посвящены тому, как вы выращивали цветы (ухаживали за деревьями; ремонтировали какой-либо прибор, автомашину; учились пользоваться компьютером и т. д.).

В составленных вами предложениях поставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Заключите в овал союз или союзное слово. Если вы употребили союзное слово, то подчеркните его как член предложения.

146. Спишите сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные запятые. В каждом предложении подчеркните главное, поставьте от него вопрос к придаточному и определите вид сложноподчинённого предложения. Заключите в овал союзы, которыми присоединяются придаточные к главным.

1. (Не)редко мы хотя того (не, ни)прим..чаем в себе в других охотно величаем. 2. Хоть каж..тся слонов и умная порода однако же в семье (не, ни)без урода. 3. Хоть ты и в новой кож., да сердце у тебя всё то(же). 4. Как (не, ни)полезна вещ(?) цены (не, ни)зная ей (не)вежда про неё свой толк всё к худу клон..т. 5. Как месяц (не, ни)светит но всё (не, ни (солнца свет.

(И. Крылов.)

147. Уступительное значение можно выразить в простом предложении с помощью одного из его членов и в сложноподчинённом с придаточным уступительным. Прочитайте пословицы. Какие синтаксические структуры употреблены для выражения уступительного значения? Какие союзы использованы для этого? Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными, расставляя пропущенные запятые.

1. Хоть плохо рук..делье а всё (не)безделье. 2. Пусть бы (не)любили только(бы) боялись. 3. Хоть (в)двое хоть (в)трое (не)прочно худое. 4. Хоть на мне платье черно моя совесть бела. 5. Как (не, ни)гни дерево оно всё (в)верх р..стёт. 6. Сколько волка (не, ни)корми он всё в лес смотрит. 7. Хоть вид..т око да зуб неймёт. 8. Хоть хлеба хороши а пашню паши.

148. Опишите ситуацию, при оценке которой вы могли бы употребить одну из пословиц из упр. 147.

149. Составьте из двух простых предложений сложное, выразив в нём уступительные отношения. При необходимости перестройте предложения. Спишите составленные предложения.

1. В Москве и Подмосковь.. значительное количество зданий построено по проектам архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Наиболее известным архитектурным сооружением Шехтеля остаётся особняк Рябушинского на Малой Никитской улице.

2. Архип Иванович Куинджи поступил в Петербургскую академию художеств в 26 лет. В 1876 году в 34-летнем возр..сте Куинджи на выст..вке передвижников представил ошеломившую всех картину «Украинская ночь».

3. В последние годы жизни великий живописец, график и театральный художник Борис Михайлович Кустодиев был тяжело болен и прикован к креслу. Он не утратил присутствия духа и продолжал работать.

150. Определите вид сложноподчинённых предложений с союзом куда ни. Спишите, расставляя пропущенные запятые. В сложноподчинённых предложениях с придаточными уступительными подчеркните грамматические основы в главном и придаточном предложениях.

      1. А было это сорок лет назад
      Была весна и волжский ледоход.
      По всей реке куда ни кинешь взгляд
      Шипя шурша крошась шёл колкий лёд.

      (А. Сурков.)

      2. Куда ни обращаю взор
      Кругом синеет синий бор
      И день права свои утратил.
      В глухой дали стучит топор
      Вблизи стучит вертлявый дятел.

      (А. Фет.)

      3. Душа дрожит готова вспыхнуть чаще
      Хотя давно угас весенний день...

      (А. Фет.)

      4. Высокой страсти не имея
      Для звуков жизни не щадить.
      Не мог он ямба от хорея
      Как мы ни бились отличить.

      (А. Пушкин.)

151. Диктант с грамматическим заданием. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточными уступительными, постройте его схему.

Лес был у нас разный: сухой бор с вековыми соснами и завалами; смешанный лес со старыми елями, берёзами; березняк, осинник и непроходимые заросли ольхи, перевитой хмелем; болота с зыбким травяным покровом, не дай Бог провалиться, были болота с кочками — клюквенные. И в какие бы чащобы мы ни попадали, всегда находили путь к дому. Ориентироваться в лесу научились безошибочно, как птицы. Мы выработали в себе какое-то особенное свойство чувствовать направление, дорогу по солнцу ли, по деревьям, по их ветвям, по мху, лишайнику, на них растущему, по направлению венчика цветка, по расположению травки...

(По В. Сидорову.)

В сложноподчинённом предложении с придаточным цели придаточное предложение раскрывает цель того, о чём говорится в главном предложении.

Например: Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. (Л. Толстой.)

Придаточные цели отвечают на вопросы для чего? с какой целью? и присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, союзом дабы, имеющим книжную стилистическую окраску, а также выступающими в роли союзов частицами только бы, лишь бы.

152. Прочитайте и объясните знаки препинания. Составьте схемы предложений по образцу.

1. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык. (П. Пороховщиков.) 2. Мы обязаны знать Пушкина наизусть для того, чтобы знать родной язык во всём его изобилии. (П. Пороховщиков.) 3. Чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей и удержать его до конца речи. (А. Кони.) 4. Надо всегда поступать, чтобы ни перед кем не было стыдно, честно. (К. Паустовский.) 5. Актёру необходимо задолго до съёмки всесторонне и глубоко изучить сценарий, дабы быть готовым в любое время вставать перед киноаппаратом и с трёх-четырёх репетиций сыграть тот или иной эпизод. (Н. Черкасов.)

153. Прочитайте. Скажите, с какими целями ездили за границу известные русские филологи XIX века. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Заключите в овал союз в сложноподчинённых предложениях с придаточным цели.

1. Буслаев Фёдор Иванович знаменитый филолог (1818—1897). Через год после окончания Московского университета отправился с семейством графа С. Г. Строганова за границу где и пробыл два года переезжая из Германии во Францию и Италию и занимаясь преимущественно изучением памятников классического искусства. 2. В 1870 году Буслаев отправился в третье своё научное путешествие за границу где изучал отношение миниатюры к тексту в Византии и на Западе. 3. Пятая поездка Ф. И. Буслаева за рубеж в 1880 году была предпринята для того чтобы работая в библиотеках сличить рукописи русских библиотек с иноземными рукописями. 4. Срезневский Измаил Иванович крупнейший филолог-славист (1812—1880). В 1839 году И. И. Срезневский принял предложение Министерства народного просвещения отправиться в славянские земли для того чтобы подготовиться к званию профессора славянской филологии. 5. В 1839 году Срезневский выехал за границу где провёл почти три года. Он путешествовал (часто пешком) по Чехии Моравии Силезии Крайне Далмации Черногорью Хорватии Славонии Сербии Галиции и Венгрии чтобы изучать местные говоры собирать песни пословицы и другие памятники народной словесности знакомиться с бытом и нравами славян и других местных народов.

154. Вспомните, в какие поездки (по нашей стране и за рубежом) ездили вы или ваши родные, знакомые. С какой целью? Составьте и запишите 4—5 предложений. По возможности употребите сложноподчинённые предложения с придаточным цели.

155. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Заключите в овал средства связи в сложноподчинённых предложениях. Определите вид придаточных предложений.

1. На доброй почве что(бы) н.. посеял всё прор..стёт. 2. Что(бы) дело шло хорошо надо любить трудит..ся. 3. Будь правдивым и чес..ным что(бы) н.. случилось. 4. Что(бы) глаз н.. делал выше брови н.. прыгн..т. 5. Какой бы сделать подарок что(бы) порадовать его? 6. Что(бы) такое ра..сказать что(бы) ребятам было интересно? 7. Я думал что(бы) мне сказать отцу что (бы) он успокоился.

Рейтинг@Mail.ru