Русский язык
9 класс

§ 23. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Что обозначают глаголы-сказуемые, к которым относится придаточное предложение?

Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения.

Чаще всего это глаголы (говорить, сказать, сообщать, думать, понимать, сознавать, почувствовать, услышать, увидеть, решать, жалеть, радоваться, грозить, жаловаться и др.), реже — прилагательные, существительные, слова категории состояния {прав, рад, уверен, счастлив, виноват, жаль, нужно, слух, сообщение, известие и др.).

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, будто, как, ли (частица в значении союза) и др. или союзных слов где, как, сколько, почему и др.

Например: Сорока сама скажет (что скажет?), где гнездо свила. (Посл.) Вдруг мне показалось (что показалось?), как будто в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна. (И. Тургенев.) Отец потребовал (чего потребовал?), чтобы я ехала с ним. (А. Н. Толстой.) Не жаль добра, жаль (чего жаль?), что напрасно тратится. (Поел.) Он рассказал (о чём?), что брат привёз подарок; Он рассказал (о чём?), что ему привёз брат.

117. Перепишите, ставя выделительные запятые. В главном предложении отметьте значком Х поясняемое слово. В изъяснительных придаточных заключите союзы в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите оттенок значения, который придаёт предложению союз ли.

1. Я узнал что до от..езда (за)границу Ася долго жила в деревн.. . 2. Гагин уд..вился (не)ожиданности моего решения пенял мне зачем я (не, ни)взял его с собой. 3. Посмотрите(же) что вы наделали. 4. Я понял почему эта странная девочка меня привлекает. 5. Я думала (от)чего (не, ни)когда нельзя сказать всей правды. 6. Посмотрите какое утро. 7. Если(бы) вы знали какой наш край благ..датный! 8. Мы всё больше рассуждали о том как именно должно работать. 9. Мы рассуждали довольно умно и тонко о том какое, собственно, значение художника в наш век. 10. Мы с вами благ..разумные люди и представить себе (не)можем как глубоко она чувствует. 11. Я (не, ни) помню как я дош..л до города. 12. Я спр..сил Гагина позволит ли он мне провожать его. 13. Я даже (не, ни)знаю жива ли она. 14. Я решился пой(дт, т)и узнать (не, ни)наш..л ли её Гагин.

(По И. Тургеневу.)

118. Закончите предложения так, чтобы придаточное предложение было изъяснительным. Для связи главного и придаточного используйте союзы что или будто, как будто (если хотите указать на неуверенность в сообщаемом факте). Заключите союзы в овал. Отметьте значком X слова, к которым относятся придаточные изъяснительные. Задайте вопросы к придаточным.

1. В школе сообщили о том - -. 2. В городе говорили - -. 3. Ребята заявили - -. 4. Из результатов опытов ясно - -. 5. Врач опасался - -. 6. В состоянии больного опасно то - -. 7. Через несколько дней стало известно - -. 8. В ночной тишине ребятам послышалось - -. 9. Мальчику показалось - -.

119. Составьте сложноподчинённые изъяснительные предложения, используя в качестве сказуемых главного предложения данные ниже слова. Присоедините придаточные с помощью союзов чтобы или что.

Объяснить, рассказывать, надо, нужно, необходимо, желать, ждать, мечтать, опасаться, заботиться, стараться, стремиться.

120. Что вы помните о диалоге? Приведите примеры. Передайте содержание диалогов между школьниками в форме сложноподчинённых предложений с изъяснительными придаточными. В главном предложении используйте глаголы, данные в скобках. С помощью чего присоединено придаточное к главному? Вы записали предложения с прямой или с косвенной речью?

Образец:

    — Тебе понравилась комедия «Горе от ума»? (Поинтересоваться.)

    — Это изумительное произведение. (Сказать.)

    Лида поинтересовалась, понравилась ли мне комедия «Горе от ума». Я сказал (а), что это изумительное произведение.

1. — Как ты относишься к Чацкому? (Поинтересоваться.)

. . — Я восхищаюсь им. (Сказать.)

2. — А каково твоё мнение о Софье? (Допытываться.)

. . — Она (не)достойна Чацкого. (Утверждать.)

3. — Грибоедов написал что(либо) значительное, кроме «Горе от ума»? (Спросить.)

. . — Этот гениальный человек погиб очень молодым и просто не успел больше н..чего создать. (Ответить.)

4. — Кто является автором известного памятника Грибоедову в Москве, у метро «Чистые пруды»? (Решить выяснить.)

. . — Этот памятник создали скульптор А. А. Мануйлов и архитектор А. А. Заварзин. (Сообщить.)

121. Прочитайте стихотворение. Как доказать, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других — определительное?

      Листва багряная — осенние цветы.
      Не те, что продают на перекрёстках,
      не те, что по утрам срываешь ты
      спокойно, не задумываясь, просто.
      Их пеленой прикрыл рассветный дым,
      на них ледок случайный
      и непрочный.
      Они пока безвестны, и не им
      соперничать с улыбками цветочниц.
      Они летят который день подряд.
      Но знаю я, что утром недалёким
      трамваи остановит листопад
      и люди вздрогнут, выглянув из окон:
      а листья в вышине плывут, паря,
      то вниз, к земле, швырнёт их свежим ветром,
      чтоб подчеркнуть богатства сентября.
      твоей земли и красоту, и щедрость.

(Б. Окуджава.)

122. Прочитайте, выделяя соответствующим тоном реплики диалога. Является ли. по вашему мнению, ответ М. В. Ломоносова достойным и остроумным? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях определите вид придаточных.

Оказавшись в кругу петербургских академиков среди которых находился и Михаил Васильевич Ломоносов как-то молодой и хвастливый князь Иван Куракин решил напомнить что и он «величина».

— А вот я — Рюрикович! Кто ещё здесь может заявить такое о себе? Вот ты, Михайло сын Васильев, способен что-нибудь подобное сказать о своих предках?

— Увы, нет,— с грустью ответил Ломоносов.— Дело в том что все метрические записи нашего рода пропали во время Всемирного потопа.

(«Остроумие мира». Энциклопедия.)

123. Изложение. Прочитайте текст, выделяя интонационно придаточные предложения, начинающиеся после точки с союза что. Облегчает ли такое расчленение сложноподчинённого предложения смысловое восприятие текста?

Сжато изложите содержание текста в 4—6 предложениях. Выделенные предложения употребите без их расчленения.

Жан Батист Мольер-младший приходит к отцу с известием о том, что его призвание — не почётное ремесло обойщика, а актёрство.

Когда отец несколько опомнился, он всё-таки пытался сына отговорить и сказал ему всё, что велел ему сказать отцовский долг. Что профессия актёра есть всеми презираемая профессия. Что святая церковь изгоняет актёров из своего лона. Что пойти на такое дело может лишь нищий или бродяга.

Отец грозил, отец умолял.

— Иди, прошу тебя, иди и подумай, а потом уж приходи ко мне!

Но сын наотрез отказался думать о чём бы то ни было.

Тогда отец бросился к священнику и просил его слёзно идти отговорить Жана Батиста.

Священнослужитель поступил согласно просьбе уважаемого прихожанина и приступил к уговорам, но результаты этих уговоров были так удивительны, что даже и говорить страшно. В Париже определённо утверждали, что после двухчасовой беседы с обезумевшим Жаном Батистом-сыном служитель церкви снял свою чёрную сутану и вместе с Жаном Батистом записался в ту самую труппу, в которую хотел записаться и сам Жан Батист. (По М. Булгакову.)

Рейтинг@Mail.ru