Русский язык
9 класс

§ 21. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

Прочитайте предложения из левой колонки.

Является ли их информация достаточной для понимания?

Какие слова сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения? Поясните главные предложения с помощью придаточного, данного справа в разделе «Для справок».

К какому слову в главном предложении относится придаточное?

Для справок

В главном предложении в составе сложноподчинённого часто используются указательные слова, в качестве которых выступают местоимения тот, таков, этот, все, всё, каждый, всякий, никто, ничто, кто-то, что-то и др. или наречия туда, оттуда, тогда, так, везде, всюду и др. Эти слова указывают на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное.

Например: Случается нередко нам/И труд и мудрость видеть там,/Где стоит только догадаться/За дело просто взяться. (И. Крылов.) Уж проходят караваны через те скалы,/Где носились лишь туманы да цари-орлы. (М. Лермонтов. )

Указательные слова образуют с союзными словами и некоторыми союзами определённые пары: тот — который, тот — кто, такой — какой, так — чтобы и др.

Строение сложноподчинённых предложений с указательным словом в главном схематически можно изобразить так:

98. Запишите указательные слова с выделенной «подсказкой» — буквой Т. В какой части сложноподчинённого предложения они находятся? Почему эти слова названы подсказкой?

Тот
Такой
Там
Туда
Тогда так

99. Запишите, расставляя необходимые знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях подчеркните указательные слова как члены предложения; сверху укажите, какой частью речи они выражены.

Составьте схему выделенного предложения.

1. Известно какое значение имеет в жизни русского человека песня. Издавна поражались иностранцы попавшие в Россию тому песенному половодью которое искони заливает по всем направлениям русский быт. 2. Многообразие и совершенство русского песенного творчества поразительны. Конечно на первом месте должно быть поставлено то что дано русским народом в области церковного песнопения. Русский народ веками младенчески чистой душой своей обретал такую великую радость теплого молитвенного упокоения от которой мы в значительной мере отвыкли.

100. Прочитайте текст, употребляя указательные слова на месте пропусков. В каком предложении выражена основная мысль текста? Выпишите сложноподчинённые предложения. Составьте схемы выделенных предложений.

Добрый человек уже самой добротой превозмогает все человеческие недостатки. В старое время, в Древней Руси, доброго не называли глупым. Дурак русских сказок поступает всегда по-умному и своё в жизни всегда получает именно потому, что он добрый. Дурачок русских сказок уродливого конька-«горбунка» приласкает и -- птицу, которая прилетела пшеницу воровать, отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту --, что ему нужно. Доброта — она всегда умная. Дурак всем правду говорит потому, что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха.

Любит русский народ дураков не --, что они глупые, а --, что умные. Умные --, высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключён, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в --, мудрости, которая знает истинную цену всякой фальши, показной красивости и скопидомству и которая видит цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе как личности.

И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только --, который некрасивого конька-«горбунка» приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, своё другим отдаст, природу сбережёт и родимых родителей уважит. Такому дураку не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

(По Д. Лихачёву.)

101. Сочинение. Вы, конечно, встречали добрых людей в жизни, добрых героев в книгах... Расскажите об одном из них. В чём и как проявлялась доброта человека, о котором вы будете писать? У вас может получиться рассказ, описание, рассуждение, описание с рассуждением, дневниковая запись и т. д.

102. Исправьте в предложениях из детских сочинений речевые недочёты. Объясните, с чем они связаны.

1. Дед Мороз и Снегурочка повели нас, где находился концерт. 2. Преданность его Маше Мироновой проявилась в том, когда Маша была в руках злодеев, он спас её. 3. Когда Соня дошла до последних строчек, дрожащим голосом прочитала их. 4. Когда Пугачёв захватил крепость и повесил Миронова, Пугачёв хотел повесить и Гринёва.

103. Найдите ошибки. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Не могли бы вы разъяснить о том, как вы относитесь к позиции нашего движения. 2. О том, что фестиваль состоится, ни у кого не было сомнений. 3. Директор попросил доложить всё, что происходит на заводе. 4. Мне будет не совсем удобно вам докладывать всего того, что говорилось. 5. Вы понимаете о том, что жизнь Кати будет отличаться от неких стандартов. 6. Не надо проверять тот, кто платит каждый день. 7. Сам его приезд означает о том, что он хочет общества.

Подчинительные союзы так как, потому что, после того как, с тех пор как и др. могут расчленяться. Первая часть союза в таком случае остаётся в главном предложении и становится указательным словом. Это зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего и бывает в тех случаях, когда говорящему или пишущему нужно особо подчеркнуть ка-кое-либо событие, о котором говорится в главной части предложения.

Если перед составными союзами употреблены такие слова, как лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно, может быть, а также частицы и, не, они всегда расчленяются и перед союзом что ставится запятая. Например:

104. Прочитайте сложноподчинённые предложения. Назовите составные союзы, объясните постановку запятых. Запишите предложения, включив в них слова, данные в скобках. Сверху надпишите, какой частью речи являются вставленные слова. Указательные слова подчеркните как члены предложения.

потому что — потому, что; для того чтобы — для того, чтобы; благодаря тому что — благодаря тому, что

1. Люди сидели молча, потому что они не хотели обратить на себя внимание (только). 2. Он поступил на филологический факультет, для того чтобы серьёзно заняться лингвистикой (и). 3. Мой брат стал хорошим гимнастом, благодаря тому что с детства ходил в спортивную секцию (прежде всего). 4. Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что с Кавказом связана часть жизни поэта (именно).

105. Запишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

1. О печальных последствиях вчерашнего происшествия я догадался по (тому) выражению лица какое всегда бывает у отца после моих проделок. 2. Должно быть у меня был рассеянный вид по (тому) что мама повторила свой вопрос дважды. 3. Мишка был благодарен другу не (по)тому что тот ему посочувствовал а (по)тому что помог в трудную минуту. 4. Он перешёл через речку (по) тому маленькому мостику о котором говорил дед. 5. Они шли (от)того дома что стоял на краю деревни. 6. (От)того что ты будешь нервничать ничего не изменится. 7. Ты не справился с контрольной только (от)того что долго болел.

106. Изложение. Прочитайте текст об иллюстрациях знаменитого русского художника Николая Кузьмина, который стремился постигнуть ту связь, которая существует между Пушкиным пишущим и Пушкиным рисующим. Восстановите порядок следования выделенных абзацами частей текста. Перескажите подробно текст в той логической последовательности, которую вы установили.

Художник не только прикоснулся к волшебному миру пушкинского творчества, он в него вошёл. И ввёл за собой читателя. Недаром то издание романа, где по полям бегут рисунки Кузьмина, берёшь в руки с особым волнением: кажется порой, что пред тобой рукопись, ещё не остывшая от бега волшебного пера.

Сейчас уже можно говорить о традиции обращения к эскизам и наброскам самого поэта в русской графике, хотя к Пушкину художники идут разными путями. Но то, что сделал Кузьмин, иллюстрируя «Евгения Онегина», неповторимо.

Первым, кто обратил самое серьёзное внимание на пушкинские рисунки, был график Николай Кузьмин. Его рисунки к роману «Евгений Онегин» в книге размещены как наброски Пушкина — на полях. Они как бы мгновенные зарисовки, сделанные почти на ходу. Но это только кажется. С каким терпением, с какой любовью надо было вникать в рисунки поэта, чтобы научиться не подражать ему, нет, но рисовать, каждой линией, каждым штрихом напоминая неповторимую манеру Пушкина! И вот, рассыпавшись между онегинских строф, непринуждённо живут у нас на глазах герои романа Онегин, Ленский, барышни Ларины, светская толпа, петербургская улица... А между ними, всё чаще — кто же это, знакомый и незнакомый? — всё чаще мелькает худощавое лицо в бакенбардах, удивлённые тонкие брови...

На рисунках Кузьмина Пушкин становится героем своего романа, и героем самым главным и самым интересным. И дело не в том лишь, что Пушкин у художника похож на автопортрет, а в том, что наконец-то образ поэта занял то место в романе, какое ему подобает. Линия рисунка легка и музыкальна, как онегинская строфа, она этой строфе созвучна. Нарисовать письмо Онегина, или размышления поэта о гибели Ленского, или тоску Татьяны об уехавшем Онегине невозможно. Но изобразить на бумаге, как Онегин скучает у себя в кабинете, как Ленский падает в снег, как Татьяна бродит по дому Онегина, можно. Нарисовать героев так, чтобы за ними чувствовалась пушкинская симпатия и пушкинская ирония, можно.

Рейтинг@Mail.ru