Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 19. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного. Например:

86. Прочитайте сложноподчинённые предложения. Устно укажите в каждом из них главное и придаточное предложения. Определите позицию придаточного по отношению к главному. В каких предложениях можно изменить порядок следования главного и придаточного, в каких — такое изменение произвести невозможно? Запишите предложения, меняя местами там, где это возможно, главное и придаточное предложения.

1. Вечером я подумал, что скорее всего никуда мы завтра не поедем. 2. Подвела нас погода, которая с каждым часом становилась всё хуже. 3. Мелкий противный дождь моросил, не переставая, так что о завтрашней прогулке по лесу страшно было и подумать. 4. Перспектива провести всё воскресенье в городе огорчила прежде всего Джима, потому что в отличие от меня он прекрасно обходился без зонта. 5. Если дождя утром не будет, мы всё же побродим по осеннему лесу. 6. Чтобы любимый пёс не терял надежды, я достал из шкафа старые кроссовки и завёл будильник на семь утра. 7. Когда я утром открыл глаза, светило яркое солнце. 8. Несмотря на то, что гулять по мокрому лесу мне совсем не хотелось, я всё же решил не огорчать Джима. 9. Джим, пока я собирался, терпеливо сидел у двери. 10. Дорога, на которую мы свернули, вела к реке.

В сложноподчинённых предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:

  • одной запятой, если находится после или перед главным;
  • двумя запятыми, если находится внутри главного.

Например: Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях. (Д. Лихачёв.) Казаки сообщили, что видели много звериных следов, и стали проситься на охоту. (В. Арсеньев.)

87. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений в составе сложного. Заключите в овал средства связи придаточного предложения с главным, пронумеруйте предложения, входящие в состав сложных.

1. Сейчас мы находимся (в)начале третьей информац..о(н, нн)ой революц..и которая в перспективе должна качестве(н, нн)о изменить все условия жизни человека. Она связана с появлением гл..бальной информац..о(н, мн)ой компьютерной сети Инт..рн..т. 2. Наиболее популярным пр..л..жением Инт..рн..та в настоящее время остаётся электро(н, нн)ая почта поскольку сейчас это самый быстрый экономичный и простой способ пересылки информац.. и между людьми. То что введено в банк данных в одной точке земного шара может быть прочитано в другой через несколько секунд. 3. Для того чтобы подсоединиться к Инт..рн..ту необходимы три вещи: компьютер, телефон и модем. Когда один компьютер передаёт данные другому компьютеру через телефо(н, нн)ую сеть модем пр..образует компьютерные числа в электрический сигнал. И наоборот когда информац..я по телефону достигает модема он пр..образует её в ц..фровую форму понятную для комп..ютера. Как и комп..ютер к которому он подключ..н модем бе..полезен без программ управляющих его работой.

(По книге «Величайшие творения человечества».)

Одни сложноподчинённые предложения имеют строго закреплённый порядок следования главного и придаточного предложений. В них придаточное предложение всегда следует за главным или за тем словом главного, к которому относится. Например: Никогда не отказывайся от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов.) Мы свернули на дорогу, которая вела к реке. Дорога, на которую мы свернули, вела к реке.

В других сложноподчинённых предложениях порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять как после главного, так и перед ним. В таких предложениях порядок следования главного и придаточного зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего. Обычно наиболее значимое в смысловом отношении простое предложение в составе сложного занимает позицию конца предложения. Например: Я знаю, что он хороший человек.— Что он хороший человек, я знаю. В первом сложном предложении наиболее значимым является содержание придаточного, во втором — главного.

88. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях подчеркните придаточные предложения.

В каких сложных предложениях более важным в смысловом отношении является придаточное, в каких — главное? В каких предложениях позицию придаточного можно изменить? Прочитайте их, изменив место придаточного по отношению к главному. Какое из предложений в составе сложного стало более значимым в смысловом отношении? Почему?

1. Мы редко всп..минаем о том что американские т..л..визоры и японские вид..омагнитофоны имеют русское прои..хождение. Что главной составной частью любой пр..дукц.. являе(т, ть)ся не труд ..борщиков на к..нв(е, йе)ре а её «инте(л, лл)..ктуальная начинка» знают все. Идеи же что заложены в устройство телевид..отехники почти сплош(ь) принадлежат русским. Идея последовательной передачи элементов из..бр..жения (в)первые пришла в XIX веке П. Бахметьеву радиоволны «пр..ручил» в 1895 году А. Попов отцом телевидения во всём мире считае(т, ть)ся Владимир Зворыкин.

2. Когда говорят о п..рсп..ктивных т..л..визорах чаще всего вспоминают плоские экраны и цифровую кодировку сигнала. И та и другая идеи (в)первые появились в нашей стране. Осенью 1996 года стало изве(с, ст)но что в России прошли успешные испытания (энерго)экономичного плоского экрана принц..пиально нового типа. Исследовательская группа под руководством профессора Ванникова обнаружила и синтезировала новый полимер который ярко свети(т, ть)ся под воздействием электрического разряда (сверх)малой мощности. Достаточно энергии маленькой б..т..рейки (а (не, ни) тыс..чи вольт как в совреме(н, нн)ых кинескопах) для того чтобы заставить св..ти(т, ть)ся большой и плоский как бумага экран т..л..визора. Минус только один. Такой экран д..вольно быстро выходит из строя потому что выделяет тепло. Уч..ных это не пугает поскольку д..лг..вечность полимеров можно ув..личить разными способами, но разработки всех этих способов требуют денег...

Поэтому не уд. .вляйтесь если лет через десять эти же экраны которые можно будет наклеивать на стену в кач..стве движущихся и говорящих обоев мы будем покупать в Азии.

(По В. Чернобурову.)

89. Прочитайте текст о художниках, иллюстрировавших произведения Пушкина. Согласны ли вы с авторской оценкой их творчества? Почему?

Расставляя необходимые знаки препинания, выпишите сложноподчинённые предложения в такой последовательности:

1. В конце XIX века Виктор Васнецов ..делал рисунок к «Песни о вещем Олеге». Ба..ада Пушкина была близка художнику так как перекликалась с его увлечением русской стариной и живо перед..вала интерес писателя к давним седым пр..даниям. В иллюстрац.. Васнецова нет полного соответствия пушкинскому замыслу: поэт о..даёт предп..чтение волхву перед вл..дыкой но главный герой ба..ады для него правда (не, ни)разгаданная (не, ни)тем (не, ни)другим. Этой правды в композиции художника нет. Но в ней есть то соединение старины и сказки которое делает «Песнь...» такой привлекательной для людей самого различного возр..ста. И иллюстрация живёт!

2. Иллюстрации к поэме «Медный всадник» которые выполне(н, нн)ы изве(с, ст)ным русским художником Александром Бенуа точны и лаконичны. Каме(н, нн)ые гр..мады великого города под гр..зовым небом бегущий в панике герой а за ним — медный всадник на вздыбле(н, нн)ом коне... Художник старался прочесть пушкинский текст «до дна». Если даже (не)читая поэмы пр..смотреть подряд графические листы Бенуа то и они заставят ощутить мрачную красоту холодного города величие монумента над Невой и обреченность маленького человека.

(По И. Пруссаковой.)

90. Определите порядок расположения главного и придаточного предложений. В устной непринуждённой речи главное предложение может быть употреблено в середине придаточного. В текстах книжных стилей русского литературного языка это недопустимо.

Отредактируйте данные ниже предложения так, чтобы они соответствовали книжным нормам литературного языка. Запишите предложения в исправленном виде.

Люся я сказала что уедет вечером. Хлеб я люблю чтоб всегда был свежий. Ольга Павловна я думаю что уехала. Про Петю очень интересно что вы расскажете. С каникулами нам нельзя сказать что повезло. Петров не исключено что приедет на следующей неделе.

91. Запишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений (по образцу упр. 89).

В дневниках за 1817 год Василий Андреевич Жуковский оставил нам загадочную если судить с современных позиций фразу Счастье не цель жизни. Александр Пушкин (в)след своему учителю говорит что «на свете счастья нет, но есть покой и воля». Наконец Фёдор Тютчев однажды (в)скользь обмолвился о стыдливости страданий у русского человека называя эту стыдливость божественной.

Стыдливость страдания, иначе говоря, (не)желание жаловаться и мстить за личные обиды вот главные христианские свойства. Конечно русский характер не ограничивается упомянутыми свойствами. Когда грозит опасность Родине русский человек становится суров и грозен до непредсказуемости. Но именно тютчевская божественная стыдливость страдания приходит на ум когда я пытаюсь понять самого себя.

(По В. Белову.)

92. Сочинение. Рассмотрите картину И. Тихого «Аисты». Конечно, вы сразу увидели аистов, больших белых птиц с чёрными подпалинами на крыльях. Все они в полёте. Как удалось художнику передать движение птиц, набирающих высоту? И всё это на фоне яркого голубого неба с беловато-сероватыми облаками. Где мог находиться художник, чтобы увидеть такую картину и изобразить её на полотне?

И. Тихий «Аисты»

Напишите отзыв о картине И. Тихого в классный альбом «Где я был, что видел...». Используйте данный выше текст, отвечая на его вопросы, изменяя и дополняя его — по своему усмотрению. Вы можете более подробно описать взлёт птиц, передний и задний план картины, но не забывайте, что в отзыве вы должны прежде всего рассказать о своих впечатлениях. Ведь отзыв — это отклик на увиденное (услышанное, прочитанное), оценка его, выражение своего отношения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru