Русский язык
9 класс

§ 1. Устная и письменная речь

Что вы знаете об устной и письменной речи?

Рассмотрите схему. Как показана на ней связь между устной и письменной речью?

Что объединяет устную и письменную речь?

Чем они отличаются?

7. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.

  • Воспринимается одновременно с процессом говорения.
  • Есть возможность многократно обращаться к тексту.
  • Есть больше времени для отбора оптимальных* языковых средств.
  • Создаётся в считанные секунды в момент говорения, на глазах у всех.
  • Используются голос, жесты, мимика, телодвижения.

8. Подготовьте устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».

9. Прочитайте фрагмент устного ответа ученика. Найдите в этом ответе лишние слова. В какой мере они мешают слушателям воспринимать речь говорящего? В каких случаях паузы в ответе ученика говорят о том, что он ищет нужное слово, уточняет сказанное? Найдите срыв начатой конструкции, когда говорящий не заканчивает одно предложение, а уже начинает другое.

Значит ... самое важное отличие Эллады от Египта ... как бы в особой роли городов. Дело в том, что в Египте город был столицей княжества или царства ... и там всем правили царь и жрецы.

В Элладе ... значит ... каждый город ... или, как говорили греки, полис, был независимой республикой ... вот с народным собранием, которое ... именно тут выбирали правителей, которые должны были ... отчитываться ... давать отчёт за каждый год работы.

Отношения между жителями полиса были как бы сложными, часто даже острыми. Вот, например, когда решался вопрос, кому иметь избирательное право. Поэтому ведение городских дел считалось ... важной и ... сложной наукой ... — политикой. _ _

(По С. Соколову.)

10. Подготовьтесь прочитать вслух текст упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения (пустышки).

11. Расскажите об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках. В каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке?

Слово письмо имеет в разных языках различные оттенки. Каждый народ выделяет в этом понятии какую-то одну, по его мнению, важную сторону.

В русском языке слово письмо родственно глаголу писать и показывает, что это нечто написанное. Писать можно и от руки, а можно на машинке или компьютере.

В английском языке слово Letter обозначает и букву, и письмо. Так подчёркивается, что письмо пишется буквами (хотя и не исключена возможность писать письма картинками, рисунками).

В немецком языке письмо называется словом der Brief, которое восходит к латинскому brevis, что означает «короткий». В этом слове подчёркивается, что письмо как сочинение должно быть коротким.

(По Е. Крашенинниковой.)

12. Напишите для себя краткую (из 5—7 пунктов) памятку о том, как писать письма. Воспользуйтесь приведённым текстом.

  • Письмо — ёмкая и разносторонняя форма общения.
  • Прежде чем писать письмо, надо всё обдумать. Ведь не безразлично, кому, зачем, что писать и как.
  • Если вы пишете письмо от руки, то следите за тем, чтобы буквы были чёткие, чтобы в конце строки слова не скатывались вниз, как капли дождя с крыш. Аккуратно написанные буквы — знак внимания и уважения к адресату.
  • Письмо должно быть вежливым.
  • Не забудьте подписать письмо и обозначить дату отправления.

13. Диктант по памяти. Запомните стихотворные строки В. Шефнера о словах, о речи. Обратите внимание на знаки препинания. Закройте учебник и запишите, как запомнили, это четверостишие. Вы как бы продиктовали его сами себе — вы написали самодиктант. Проверьте свой диктант по тексту учебника.

      Есть слова — словно раны, слова — словно суд,—
      С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
      Словом можно убить, словом можно спасти,
      Словом можно полки за собой повести.

14. Запишите, как вы понимаете две последние строки стихотворения В. Шефнера. Подкрепите ваши рассуждения примерами.

Рейтинг@Mail.ru