Русский язык
8 класс

§ 73. Синтаксис и морфология

433. Прочитайте. Ответьте на вопросы.

  1. Почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики - грамматике?
  2. Какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи?

Синтаксис и морфология объединены в общий раздел лингвистики — грамматику, которая изучает строй языка.

Морфология, изучающая слово как часть речи, классифицирует все единицы словарного состава языка по группам с общим значением предметности, действия, признака и т. д. Описывая окружающую человека действительность, предложение передаёт информацию о каком-либо событии, происходящем при каких-либо обстоятельствах, которое совершается каким-нибудь предметом, обладающим определёнными признаками. Таким образом, единицы морфологии являются строительным материалом для основной единицы синтаксиса — предложения.

Все части речи имеют первичные синтаксические функции. Так, существительные и личные местоимения чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения; личные формы глагола — в роли сказуемого; прилагательные, причастия — в роли определения; наречия, деепричастия — в роли обстоятельства.

Однако существуют ещё и вторичные синтаксические функции различных частей речи. Например, существительное, так же как и инфинитив, может быть любым членом предложения.

434. Сделайте частичный синтаксический разбор предложения: графически укажите члены предложения. Сокращённо надпишите над ними способ морфологического выражения. Галочкой пометьте члены предложения, выраженные частями речи в первичной синтаксической функции.

  1. Твой конь не боится опасных трудов; он, чуя господскую волю, то смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному полю, и холод и сеча ему ничего...
  2. Лицо его обыкновенное, разговор обыкновенный; он самый обыкновенный человек между самыми обыкновенными людьми, но он всегда подле кого-нибудь значительного, как необходимый отблеск светского величия. (В. Соллогуб)
  3. «Розовый — пошло, голубой — банально, красный — верноподданном — сказал Остап. (И. Ильф, Е. Петров)
  4. Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идёт она грустить. (А. Пушкин)
  5. Под платанами спорил о Боге учёный, вдруг пленяя толпу благозвучным стихом... (Н. Гумилёв)
  6. Не сравнивай: живущий несравним. (О. Мандельштам)

436. Составьте предложения с 3-4 данными словосочетаниями (на выбор). Определите, в роли каких членов предложения будет выступать инфинитив.

  1. Любитель поесть, решили поесть, зашли поесть, приказал поесть;
  2. мечта учиться, начал учиться, уехал учиться, попросил учиться;
  3. умение плавать, хотел плавать, отправился плавать, советовал плавать.


Рейтинг@Mail.ru