Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 7. Текст как единица синтаксиса

Текст (от лат. textus) — сплетение, соединение, ткань.

41. Прочитайте отрывки из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Найдите текст. Докажите свою точку зрения. Многие выражения из этой комедии стали крылатыми. Какие известны вам?

  1. Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен! На съездах, на больших, по праздникам приходским господствует ещё смешенье языков французского с нижегородским? А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных. Молчалины господствуют на свете! В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов! Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь.
  1. В той комнате незначащая встреча:
    Французик из Бордо, надсаживая грудь,
    Собрал вокруг себя род веча
    И сказывал, как снаряжался в путь
    В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
    Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
    Своя провинция. — Посмотришь, вечерком
    Он чувствует себя здесь маленьким царьком,
    Такой же толк у дам, такие же наряды...
    Он рад, но мы не рады.

Текст - высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности.

Текст отражает фрагмент окружающей действительности.

Основные признаки текста - смысловая целостность и связность.

Текст может состоять и из одного предложения.

42. Спишите текст, разделив его на три смысловые части. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

Марина Цветаева впервые прочитала «Капитанскую дочку» в семилетием возрасте и книга стала для неё «вечной»: хотелось перечитывать её постоя(н, нн)о. Появилась потребность поделит(?)ся с другими своими мыслями и переживаниями вызва(н, нн)ыми повестью Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв». Для нас же чтение иногда кончает(?)ся с последней перевёрнутой страницей. И наши непрояснё(н, нн)ые впечатления недодума(н, нн)ые мысли стирают(?)ся и пропадают почти бесследно. А если поступить иначе погрузившись в книгу пережив её обдумав записать свои мысли, впечатления для себя. Это важно для того чтобы научит(?)ся размышлять и писать. Наконец, это просто интересно. Когда-то обратишься к своим записям перечитаешь книгу и вдруг поймёшь как изменился ты сам. Эти записи живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы её фотографии в различные време(н, нн)ые отрезки.

(По Г. Беленькому, О. Хреновой)

43. Выразите смысл текста предыдущего упражнения одним предложением.

44. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико». О чём говорится в этом отрывке?

Это уже не ново, это было уже сказано — вот одно из самых обыкновенных обвинений критики. Но всё уже было сказано, все понятия выражены и повторены в течение столетий: что ж из этого следует?

повторен
повторена
повторены
повторённый

Что дух человеческий ничего нового не производит? Нет, не станем на него клеветать: разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторение лексикона.

Лексикон (от греч. lexikon) — словарь, запас слов.

45. Определите в тексте предыдущего упражнения предложение, в котором раскрывается основная мысль текста. Какую мысль опровергает автор? Какие аргументы он приводит? Перескажите текст.

46. Прочитайте выразительно четверостишие Ф. Тютчева, написанное 28 ноября 1866 года. Оно состоит из одного сложного предложения. И всё-таки это текст. Как вы думаете, почему?

      Умом Россию не понять,
      Аршином общим не измерить:
      У ней особенная стать —
      В Россию можно только верить.

47. Прочитайте текст. Кто с кем сравнивается? Почему? Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Как соотносятся начало и конец текста? Отметьте языковые средства, которые обеспечивают связность текста. Слова Церковь и Истина даны с сохранением орфографии автора.

Нужно так писать, чтобы не было лишних слов и чтобы каждое слово было именно таким, какое нужно для выражения мысли автора. Я могу назвать только двух лиц, которые в этом смысле, действительно, владели даром слова. Это — Пушкин и митрополит Филарет Московский. Будучи во всех отношениях полной противоположностью, в этом они сходились.

Митрополит Филарет не был «писателем». Как всё, и дар слова он отдал Церкви. Каждое его изречение всегда и неизменно было голосом церковной совести. Сказанные слова совершенно точно формулировали именно то, что подсказывала церковная совесть. Личность митрополита Филарета была в такой мере поглощена Церковью, что его устами как бы говорила сама Церковь.

Совсем иное Пушкин. Он был «личностью» всецело, но своё художественное дарование он воспринимал как служение Истине, почему и всё, что он, как художник, облекал в плоть «слова», было тоже голосом совести. Он мог «срываться», делая слово орудием своих страстей. Он воспринимал это как тяжкий грех, как падение. Но это только повышало его требовательность к себе. Волю, в ущерб голосу совести, порою давал себе Пушкин в стихах, не предназначенных для печати. В прозе он был всегда служителем слова, сдержанным и ответственным. И он говорил только то, что хотел сказать, находя своим мыслям точное выражение: лишних слов у Пушкина не найдёшь.

(По К. Зайцеву)

48. Используйте текст упр. 47 для письменного ответа на вопрос: «Как нужно выражать свои мысли?»

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru