Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 69. Прямая речь

Вспомните, что вы знаете о знаках препинания в предложениях с прямой речью. В этом вам помогут схемы. Приведите примеры.

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.

После комментирующей части перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед комментирующей частью ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.

407. Прочитайте приведённые ниже крылатые выражения. Придумайте к ним комментирующую часть предложения. Запишите составленные предложения так, чтобы комментирующая часть стояла в одних до, а в других после прямой речи.

1. Счастливые часов не наблюдают. (А. Грибоедов) 2. Безумству храбрых поём мы песню! (М. Горький) 3. У сильного всегда бессильный виноват. (И. Крылов) 4. Чтение — вот лучшее учение. (А. Пушкин)

Если комментирующая часть стоит в середине прямой речи, т. е. как бы разрывает её, то комментирующая часть всегда выделяется с обеих сторон тире.

Какие ещё знаки препинания ставятся в этом случае?

408. Найдите в шутливом стихотворении В. Берестова «Фотограф» предложение, в котором комментирующая часть как бы разрывает прямую речь. Как этот разрыв обозначен на схеме? • В каком значении употреблён глагол снимать?

      Нелегко снимать зверей.
      Заяц просит: «Поскорей!»
      Мышь пищит: «Боюсь немножко,
      Что увидит снимок кошка».
      «Уколю, — грозится ёж, —
      Если снимка не пришлёшь!»

409. Запишите данные ниже предложения и к каждому из них подберите соответствующую схему.

1. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, — подчёркивал М. Горький, — которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд».

2. «Нужны подвиги, подвиги! — восклицал М. Горький. — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд».

3. «В чём смысл человеческих подвигов? — задавал я себе вопрос. — Вероятно, в том, что они совершаются для людей, для их блага, для движения вперёд».

Если на месте разрыва прямой речи стоит восклицательный знак, вопросительный знак или точка, то комментирующая часть также выделяется с обеих сторон тире.

При этом восклицательный и вопросительный знаки сохраняются, а вместо точки ставится запятая; в конце комментирующей части ставится точка, а первое слово продолжающейся прямой речи пишется с большой буквы.

«Я хотел победы, - вспоминает Пётр Заломов. - В моём мозгу звучала „Песня о Соколе"».

«Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил».

410. Выпишите из VII главы повести А. Пушкина «Капитанская дочка» («Приступ») предложения с прямой речью, соответствующие схемам:

411. Придумайте комментирующую часть и поставьте её в середину прямой речи после выделенных слов. Запишите получившиеся у вас предложения. • Какие глаголы, обозначающие речь, вы использовали (свои или те, которые даны в рамке)? • Какие слова, поясняющие глаголы речи, вы ввели?

думать
размышлять
подчёркивать
сообщать
заявлять
утверждать
высказывать
(мысль)

1. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. (В. Шефнер) 2. Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. (В. Белинский) 3. Слово сбл..жает людей, и потому надо стираться говорить так, чтобы все могли пон..мать тебя и чтобы всё, что ты говоришь, была правда. (Л. Толстой) 4. Что прочувствует и поймёт человек, то он выр..зит; слов (не)достаёт у людей только тогда, когда они выр..жают то, что сами не понимают хорошенько. (В. Белинский) 5. Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, пр..ветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. (И. Андроников)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru