Русский язык
8 класс

§ 64. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Синтаксический разбор

Порядок разбора

Синтаксический разбор предложения, осложнённого обращениями, вводными и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, проводится в том порядке, какой определён в § 28 «Синтаксический разбор двусоставного предложения» и в § 38 «Синтаксический разбор односоставного предложения». Дополнения вносятся в пункт 4. В нём указывается, что предложение осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями.

Образец разбора

1. Опять я ваш, о юные друзья! (А. Пушкин)

Устный разбор

Это предложение повествовательное, восклицательное. Грамматическая основа — я (подлежащее), ваш (сказуемое), значит, оно простое, двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Предложение осложнено распространённым обращением (о юные друзья).

Подлежащее — я, выражено личным местоимением. Сказуемое — ваш, именное сказуемое, выражено местоимением. О юные друзья — словосочетание, являющееся обращением, оно грамматически не связано с членами предложения.

Письменный разбор

Простое, повествовательное, восклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено распространённым обращением.

2. Казалось, снег идти хотел. (А. Пушкин)

Устный разбор

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа — снег (подлежащее), хотел идти (сказуемое). В предложении нет второстепенных членов, поэтому оно нераспространённоё. Предложение осложнено вводным словом (казалось), обозначает неуверенность.

Подлежащее — снег, выражено существительным. Сказуемое — хотел идти, составное глагольное сказуемое, выражено глаголом-связкой (хотел) и глаголом в неопределённой форме (идти). Казалось — вводное слово, грамматически не связано с членами предложения.

Письменный разбор

Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое, осложнено вводным словом.

394. Прочитайте стихотворные строки А. Пушкина, следите за правильным произношением предложений с обращением, вводными и вставными конструкциями. Спишите, расставляя пропущенные выделительные запятые. (Помните, что вводные предложения А. Пушкин заключил в скобки.) Выполните письменный синтаксический разбор 2-го предложения.

    1. Поговорим о странностях любви
      Другого я не мыслю разговора.
    2. И мнится в том уединеньи
      Сокрылся некто неземной.
    3. В последних числах сентября
      Презренной прозой говоря
      В деревне скучно.
    4. Увы Зарема что с тобой?
    5. Итак послушай: я прекрасна;
      Во всём гареме ты одна
      Могла б ещё мне быть опасна.
    6. Чью тень о други видел я?

395. Спишите, расставляя недостающие выделительные запятые. Устно разберите по одному двусоставному предложению с обращением и вводным словом. Составьте схему одного предложения с нераспространённым обращением и одного - с обращением и вставной конструкцией.

    1. София верь мне будем дружны!
    2. О Север Север — чародей
      Иль я тобою околдован?
    3. Тебе Колумб тебе венец.
    4. Итак опять увиделся я с вами
      Места немилые, хоть и родные.
    5. Ты помнишь ли былое Неман?

      (Ф. Тютчев)

Пунктуационный разбор

Порядок разбора

  1. Знаки завершения простого предложения.
  2. Знаки разделительные в простом предложении, если есть.
  3. Знаки выделительные при обращении, вводных и вставных конструкциях.

Образец разбора

1. Тем и сказка могла бы кончиться, друзья. (А. Пушкин)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Перед обращением (друзья), стоящим в конце предложения, ставится выделительная запятая.

Письменный разбор

2. Но, может быть, под зноем лета ты вспомнишь о своей весне. (Ф. Тютчев)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, потому что предложение повествовательное, невосклицательное.

Вводные слова (может быть), стоящие в середине предложения, выделяются с обеих сторон запятыми.

Письменный разбор

396. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

    1. Привет тебе, мой край родной,
      С твоими тёмными лесами,
      С твоей великою рекой
      И неоглядными полями.

      (С. Дрожжин)

    2. Слава Богу, я с тобою,
      А с тобой мне как в раю.

      (Ф. Тютчев)

397. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные разделительные и выделительные запятые. Выполните устный пунктуационный разбор 2-го предложения.

    1. За все твои страдания и битвы
      Люблю твою Россия старину
      Твои леса погосты и молитвы
      Люблю твои избушки и цветы
      И небеса горящие от зноя
      И шёпот ив у омутной воды
      Люблю навек, до вечного покоя.

      (Н. Рубцов)

2. К несчастью Наталья Павловна совсем своей хозяйственною частью не занималась. (А. Пушкин) 3. Стой же ты утёс могучий! (Ф. Тютчев)

398.Спишите, вставляя пропущенные выделительные запятые и скобки в предложениях с вводными и вставными конструкциями и обращениями. Выполните письменный пунктуационный разбор всех предложений.

1. Раздался благовестный звон и весь Восток им огласился! (Ф. Тютчев) 2. После обеда я иногда удостаивал девочек ездить верхом с ними ходить гулять пешком я считал несообразным с моими годами и положением в свете. (Л. Толстой) 3. Но счастья нет и между вами природы бедные сыны! (А. Пушкин) 4. Наконец после очень длинной и тяжёлой болезни мама выздоровела. (Т. Сухотина-Толстая)

Повторение

Контрольные вопросы

  1. Что такое обращение и для чего оно служит?
  2. Какими знаками препинания выделяется обращение?
  3. Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?
  4. Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложений?
  5. Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?
  6. Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?
  7. В каких случаях вводные предложения и вставные конструкции выделяются с помощью тире?

399. Прочитайте. Определите, сколько вставных конструкций в тексте. Прочитайте текст ещё раз, опуская вставные конструкции. Сделайте вывод, нужна ли информация, которая содержится во вставных конструкциях, для правильного выращивания рассады. • Выпишите 3 словосочетания «существительное + существительное».

Для получения рассады астры высевают в комнате в конце марта. Посев проводят в ящик (плошку) высотой 5—6 см. Ширина и длина ящика произвольные (в зависимости от размеров подоконника). Семена высевают рядками или вразброс, сверху засыпают тонким слоем земли (1—2 мм). Ящик закрывают плёнкой (стеклом) и ставят в тёплое место (температура 20 °С). С появлением двух настоящих листочков (через 10—15 дней) астры пикируют (рассаживают) в другой ящик высотой 8 см с расстоянием между растениями 3 см.

(По М. Герасимову и Ф. Герасимову)

400. Спишите текст. Выделите знаками препинания вводные и вставные конструкции.

Как известно сохранились дагерротипы ряда далеко удалённых от нас во времени деятелей. Например Гоголя например Шопена...

Когда смотришь на фотографию знаменитого человека эпохи, жившего более ста лет тому назад как бы там ни было, но дагерротип всё же фотография прямо-таки трепещешь от некоего переживания, которому даже трудно подобрать определение. Пожалуй это переживание чувства интереса, доведённое до наивысшей степени. В самом деле что может быть интересней, чем узнать, каким был Шопен в действительности так сказать материальный, а не тот, которого мы знаем по вальсам и по портретам!

При взгляде на дагерротип тотчас же рождается мысль, не слишком серьёзная, но увлекательная, о том, как было бы замечательно, если бы фотография была изобретена раньше. Подумать только мы могли бы увидеть подлинного Пушкина, подлинное заседание Конвента, подлинного Суворова у подножья Альп!

(Ю. Олеша)

401. Помечтайте вместе с писателем Ю. Олешей. Кого бы вы хотели увидеть на старинных фотографиях (дагерротипах)? Напишите об этом.

Если вы относитесь к любителям техники, подготовьте устное сообщение с включением вводных слов, словосочетаний и предложений на одну из тем (по выбору):

  1. об истории отечественного автомобилестроения;
  2. о первом русском автомобиле;
  3. о моделях автомобилей последних десятилетий;
  4. о грузовых автомобилях;
  5. об автоконструкторах.


Рейтинг@Mail.ru