Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращения, вводные слова и междометия находятся в границах простого осложнённого предложения, но не являются его членами. Они не связаны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос.

Такие слова помогают:

  • вступить в разговор, выразить согласие, уверенность, сожаление и др.;
  • установить контакт при общении;
  • выразить эмоции человека, его отношение к окружающему миру.

Обнаружить или передать подобные слова в предложении можно с помощью особой интонации в устной речи (звательной интонации, интонации вводности и др.) и знаков препинания на письме.


      Смело, братья, бурей полный Прям и крепок парус мой. (Н. Языков)

В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть, самое драгоценное - язык. (Н. Рыленков)

Обращение

§ 55. Назначение обращения

Вспомните, что вы знаете об обращении.

  • Приведите свои примеры предложений с обращениями.
  • Являются ли обращения членами предложения?
  • Как выделяются обращения в устной речи и на письме?

342. Рассмотрите таблицу. Подготовьте по ней связный ответ. Дополните его своими примерами.

Назначение обращений

343. Прочитайте отрывки из произведения древнерусской литературы «Задонщина», выделяя в них обращения звательной интонацией. Какие из обращений можно отнести к поэтическим? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над обращением надпишите букву О.

1. Сойдёмся братья и друзья составим слово к слову и возвеличим землю Русскую... 2. О жаворонок летняя птица красных дней утеха возлети под синие небеса посмотри на сильный город Москву воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его Владимиру Андреевичу... 3. И сказал им князь великий Дмитрий Иванович Братья и князья русские гнездо мы великого князя Владимира Киевского. 4. И сказал ему Дмитрий Седлай брат Андрей своих коней а мои готовы раньше твоих осёдланы. Выйдем брат в чистое поле посмотрим свои полки. 5. Все расплакались жёны коломенские, приговаривая так Москва, Москва, быстрая река, зачем ты у нас мужей наших угнала волнами в землю Половецкую? 6. И князь великий Дмитрий Иванович говорит Братья и бояре князья молодые <...> на поле Куликовом, на реке Непрядве, положили вы головы за Русскую землю и за веру христианскую. Простите меня братья и благословите в этом веке и в будущем.

В древнерусском языке для выражения обращения существовал особый, звательный падеж: Чего тебе надобно, старче? (А. Пушкин)

В современном языке для обращения используется именительный падеж: Доброе утро, бабушка! Обычно это имена существительные.

Иногда в роли обращения выступают другие слова (но тоже в форме именительного падежа): Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая... (М. Исаковский)

344. Найдите и обозначьте обращение. Укажите, какой частью речи оно выражено, определите его падеж. Прочитайте записанные предложения, интонационно выделяя обращения. Какое слово употреблено в одном предложении как подлежащее, а в другом - как обращение? • Поставьте пропущенные знаки препинания.

    1. Татьяна милая Татьяна
      С тобой теперь я слёзы лью...
    2. Татьяна в темноте не спит
      И тихо с няней говорит:
      «Не спится няня здесь так душно!
      Открой окно да сядь1 ко мне...»
    3. Вставая с первыми лучами
      Теперь она в поля спешит
      И умилёнными очами
      Их озирая говорит:
      «Простите мирные долины
      И вы знакомых гор вершины
      И вы знакомые леса;
      Прости небесная краса
      Прости весёлая природа...»

      (А. Пушкин)

345. Составьте по два предложения с каждым из данных слов так, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом - обращением.

Коллега, Саша, Рекс (кличка собаки), Барсик (кличка кошки).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru