Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 54. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Порядок разбора

Пунктуационный разбор проводится в последовательности, определённой в § 46. Дополнение вносится в пункт 3:

3. Знаки выделительные при обособленных членах предложения.

Образец разбора

Мне приходилось встречать моряков, умевших извлечь много любви к своему делу из знакомства с живописью. (К. Паустовский)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. После слова моряков ставится запятая для выделения согласованного распространённого определения умевших извлечь много любви к своему делу из знакомства с живописью, стоящего после определяемого слова моряков.

Письменный разбор

332. Определите, какие знаки выделения и разделения пропущены в предложениях. Спишите, расставляя их. Выполните устный пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

1. Господский дом уед..нё(н, нн)ый горой от ветров ограждё(н, нн)ый стоял над речкою. 2. Задумчивость ее подруга от самых колыбельных дней т..ченье сельского досуга м..чтами украшала ей. 3. На красных лапках гусь т..жёлый задумав плыть по лону вод ступа..т бережно на лёд скользит и падает; весёлый мел(?)кает в(?)ётся первый снег звездами падая на брег.

(А. Пушкин)

333. Спишите, выделяя запятыми обособленные члены предложения. Выполните письменный разбор 2—3 предложений.

1. На горизонте серебр..(н, нн)ом от тонкой пыли дро(ж, жж)али прозрачные струйки нагретого воздуха. (А. Куприн) 2. Привлечём, нн)ые светом бабочки пр..летали и кружились около ф..нарей. (С. Аксаков) 3. Трезвый ж..сткий он всюду был всё делал сам... (Д. Кедрин) 4. Скупой т..ряет всё ж..лая всё достать. (И. Крылов)

Спишите предложение. Начертите его схему. Графически обозначьте приложение. Как вы думаете, почему автор высказывания использовал знак тире для обособления приложения? Аргументируйте свой ответ.

Духовную крепость нельзя взять штурмом и разрушить, ибо построена она не из кирпича или камня, а из слов — бесплотного и в то же время самого нерушимого материала. (В. Мельников)

Повторение

Контрольные вопросы

  1. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?
  2. Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?
  3. Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?
  4. Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?
  5. Какие члены предложения называются уточняющими?
  6. С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

334. Запишите текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. • Начертите схему однородных членов, употреблённых в предложениях. • Составьте схему сложного предложения.

И горы усыпанные зелёными до черноты соснами и небо глубокое голубое и обрывы как оскалы гигантской пасти — всё это было необычайно, и особенно необычайными казались молодые ели растущие на окраине. Они густо распустили ветви касаясь ими земли раскрылись напоминая токующих глухарей.

(И. Панфёров)

335. Запишите тексты, раскрывая скобки и вставляя недостающие запятые. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните, почему они обособлены.

1. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам быстро отбивавшим переливчатую дробь. (По)временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далёкой высоты и постепенно смолкали точно тихо тая в воздухе.

(В. Короленко)

2. Мы ложились спать на террасе и сквозь листья дикого винограда видели бледное звёздное небо изнемогающее от зноя (не)проходи-вшего даже ночью и лишь (не)много смягчающегося перед рассветом когда вдруг зашумев камышами из плавней прилетал ветерок уже (не)ночной но ещё и (не)утренний а какой(то) (не)здешний, звёздный.

(В. Катаев)

336. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Выполните самопроверку. Укажите условия для обособления второстепенных членов предложения. • Какие из распространённых определений не являются в данных предложениях обособленными?

I. 1. Никита вздохнул просыпаясь и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежнобелый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене. 2. Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Воздух морозный и тонкий защипал в носу иголочками уколол щёки. 3. На воде отражаясь зелёной и красной полосами стояла лодка. 4. В раскрытом настежь каретнике закладывали тройку в коляску.

(А. Н. Толстой)

II. 1. Разнотравье — это сплетение сотен разнообразных и весёлых цветов раскинувшихся сплошными озёрами по поймам рек. (К. Паустовский) 2. Мы спустились с крутого берега к воде цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как чёрное стекло; на песчаном дне были видны дорожки проложенные улитками. (К. Паустовский) 3. Мать сразу же взялась за уборку. Целый день она всё переставляла скоблила мыла чистила. И когда к вечеру сторож принёс вязанку дров то удивлённый переменой и невиданной чистотой он остановился и не пошёл дальше порога. (А. Гайдар) 4. Лихо откинув чубатую голову мальчик чистил небольшую казацкую шашку почти до самой рукоятки втыкая клинок в мягкую лесную землю. (В. Катаев) 5. Было что-то необыкновенно привлекательное в этом оборванном деревенском пастушке с холщовой торбой, в его заросшей голове похожей на соломенную крышу маленькой избушки в его синих ясных глазах. (В. Катаев) 6. Длинная вереница птиц вытягиваясь в ниточку и извиваясь пролетала над пламенеющей линией горизонта. (И. Соколов-Микитов) 7. Заросшие рыжей шубой лесов лиловые горы были покрыты туманом. (И. Соколов-Микитов)

337. Запишите предложения, ставя недостающие запятые при обособленных второстепенных членах.

I. 1. Там на посыпанной песком узкой дорожке покачивая длинными носами гуськом бежали два вальдшнепа окраскою своих спинок сливавшиеся с тоном дорожки и окаймляющей её жухлой жёсткой травой. (И. Соколов-Микитов) 2. В сундуке на куче всякого тряпья овчин мешков укрывшись своей шубёнкою и подложив под голову шапку крепко и спокойно спал Гек. (А. Гайдар) 3. Справа в переулке за Андреевской церковью вся в утренних светло-вишнёвых лучах видна белоснежная окружённая садом женская гимназия Кроль. (К. Чуковский) 4. Назавтра после раннего обеда Василий Никитьевич велел Никите взять седло — английское из серой замши подаренное на Рождество. (А. Н. Толстой) 5. Утром на рассвете мы остановились в двух километрах от берега темнеющего группою деревянных построек. (И. Соколов-Микитов) 6. Растёт на кургане над Доном-рекой суровый цветок — бессмертник. Стоит на кургане у самой реки цветок не сгибаемый ветром. (А. Софронов)

II. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные покрытые высоким бором называют боринами. Пройдя немного болотом дети поднялись на первую борину известную под названием Высокая грива. Отсюда с высокой пролысинки в серой дымке первого рассвета чуть виднелась борина Звонкая, которая охотно открыла детям свою широкую просеку покрытую и теперь в апреле тёмно-зелёной брусничной травой.

(По М.Пришвину)

338. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Какие примеры приводит писатель, чтобы раскрыть её? • Подкрепите мысль автора своими примерами из жизни природы.

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот... Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке — видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду — замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет встречал его на своём пути!

Эти кусты объёмисты, с дюжину детей нужно соединить в цепочку, чтобы окружить один. Ствол не виден, зато множественны его расчленения — ветки, ветки, ветки.

(Ю. Олеша)

339. Прочитайте выразительно и запишите отрывки из стихотворений Б. Пастернака. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните условия их обособления.

    1. Земля, земля волнуется,
      И катятся, как волны,
      Чернеющие улицы,
      Им, ветреницам, холодно.

      По ним плывут, как спички,
      Сгорая и захлёбываясь,
      Сады и электрички,
      Им, ветреницам, холодно.

    2. Вокзал, несгораемый ящик
      Разлук моих, встреч и разлук,
      Испытанный друг и указчик,
      Начать — не исчислить заслуг.
    3. В траве, меж диких бальзаминов,
      Ромашек и лесных купав,
      Лежим мы, руки запрокинув
      И к небу голову задрав.
    4. Я пробудился. Был, как осень, тёмен
      Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,
      Как за возом бегущий дождь сомнений,
      Гряду бегущих по небу берёз.

340. Прочитайте отрывок из романа В. Катаева «Разбитая жизнь, или...». Выскажите предположение о том, чем может завершиться изготовление модели. • Выпишите последовательно предложения: а) с обособленным определением; б) с обособленным приложением; в) с обособленным обстоятельством. • Начертите схемы предложений с прямой речью.

Почему меня вдруг осенила идея сделать модель аэроплана Блерио? Ещё за минуту я даже и не думал об этом. И вдруг как молния ударила! И при её вспышке я во всех подробностях увидел прелестную модель знаменитого моноплана, недавно перелетевшего через Ла-Манш. Причём эта модель каким-то образом была сделана моими руками.

Впрочем, тут же я понял, что делать одному модель Блерио будет скучно, а надо непременно найти себе помощника, и тут же мне почему-то представилось, что лучше Женьки — не моего брата, а другого Женьки, реалиста по прозвищу Дубастый — мне товарища не найти. И сейчас же как по мановению волшебной палочки на улице появилась фигура Женьки Дубастого, печально возвращавшегося из своего реального училища, где он схватил две двойки и был к тому же оставлен на час после уроков.

С горящими глазами я ринулся к Дубастому и, ещё не добежав до него десять шагов, крикнул на всю Отраду:

— Давай сделаем модель Блерио!

— Давай! — ответил он с восторгом, хотя до этого момента ему никогда в жизни ещё не приходила мысль сделать какую-нибудь модель.

341. Прочитайте выразительно отрывок из повести В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Проанализируйте постановку знаков препинания. Какие функции они выполняют в тексте? Запишите текст под диктовку. • Отметьте графически обособленные члены предложения. Назовите условия их обособления. • Сравните определения, встречающиеся во 2 и 3-м предложениях. Почему в одном случае они обособлены, а в другом нет?

Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным таёжным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближеприжимаясь к вершинам леса.

Групповая работа

Составьте таблицу, иллюстрирующую ответ на вопрос об условиях обособления второстепенных членов предложения. Выполните эту работу совместно с 2—3 одноклассниками в виде презентации с использованием компьютера.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru