Русский язык
8 класс

§ 52. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Одним из смысловых условий обособления второстепенных членов предложения является уточнение с помощью одних второстепенных членов значения других - чаще обстоятельств, реже дополнений.

Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме.

Сравните:

Около дома мы встретились.
Около дома, на скамейке, сидели дети.
Около дома не было никого, кроме детей.

Прочитайте текст.

Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?

Семён глядел на середину реки. Там, на перекате, звенели, сшибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шурша, лизали мокрый песок.

(А. Иванов)

Какими членами предложения являются наречия там — здесь? Достаточно ли конкретно их значение?

Сравните:

там             там, на перекате,

здесь           здесь, у берега,

В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?

Задайте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и ответьте на него:

      там (а именно?) ...
      здесь (а именно?) ...

Определите, какую роль, на ваш взгляд, играют обстоятельства, стоящие после наречий.

Какие знаки препинания стоят при них?

Можно ли их назвать обособленными?

323. Запишите текст под диктовку и обозначьте графически обособленные члены предложения.

Уточняющее обстоятельство употребляется рядом с другим обстоятельством, имеющим более общее значение. Оно уточняет, раскрывает конкретнее содержание предшествующего обстоятельства.

Каждое из обстоятельств может быть выражено существительным с предлогом или наречием.

Обоз расположился в стороне от деревни, на берегу реки. (А. Чехов)

На прибрежном песке, неподалёку, лежал поваленный плетень. (М. Шолохов)

Уточняющие члены обособляются в следующих случаях:

1) если они являются обстоятельствами места и времени, стоят после уточняемого слова:

Всюду, и вверху и внизу, пели жаворонки. (А. Чехов)

Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу. (М. Горький);

2) если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др.:

В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней. (А. Новиков-Прибой)

324. Прочитайте стихотворение И. Бунина. Запишите текст, графически обозначая все обособленные члены предложения. Объясните условия их обособления.

ЛЕТНЯЯ НОЧЬ

      «Дай мне звезду, — твердит ребёнок сонный, —
      Дай, мамочка...» Она, обняв его,
      Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
      Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
      Идёт, темнея, в сумрак летней ночи,
      По скату к балке. В небе, на востоке,
      Краснеет одинокая звезда...

325. Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите запятыми и подчеркните обособленные члены предложения. С какой целью автор их использовал? • Выполните синтаксический разбор 2, 3, 4, 6 и 8-го предложений.

1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назначено поднятие флага на пруду. (А. Н. Толстой) 2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не)проходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. (Д. Мамин-Сибиряк) 3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш..й в деревушк.. Моховое у самого леса. (К. Паустовский) 4. В пяти ки(л, лл)ометрах от (не)большого пров..нц..ального городка на берегу ж..лтой и широкой реки возникло строительство. (В. Герасимова) 5. Весна (со)всех сторон окружала деревню. Она пришла (от)куда(то) (из)далека из тайги усталая, чуть плелась по степи, из последних сил обруш..лась на тракт, высуш..ла его. (К. Ларионова) 6. В каретнике на верстаке среди кольцом закрученных, пахучих струж..к Пахом выстрогал две доски и четыре ножки. (А. Н. Толстой) 7. (На)право речка в..лась син..ватой тенью между белых и пустынных полей. (На)лево над самой круч..й чернели избы, торчали журавли деревн.. Сосновки. (А. Н. Толстой) 8. Маленький домик стоял на горе над рекой на самом краю города. (К. Паустовский) 9. Вчера на восходе была такая тишина, что даже и щекой (не)уловишь, (не)почувствуешь, тишина была тише своего дыхания. Но с какой(то) стороны (по)своему что(то) чуть дышало на лес, и (от)того берёзки там густо уб..рались инеем. А здесь на другой стороне инея (не)было. (М. Пришвин)

326. Запишите. Укажите уточняющие обстоятельства. Расставьте запятые. • Укажите обособленное определение. Чем оно выражено и почему обособлено?

1. На зелёной горе жнецы жнут хлеб. А внизу над рекой раздаётся частый ровный топот конских копыт... Их много, от них стоит неясный гул там в темноте под горой. 2. Между тем там за чертой этого заколдованного2 круга жизнь кипела, волновалась, бурлила. 3. Однажды в ясный день ласковой и поздней осени хозяева и гости отправились в этот монастырь. 4. Каждый год ранней весной в извес(?)ный день небольшой городок оживлялся и становился неузнаваемым. 5. Тёплою июльскою ночью бричка, запряжённая парою лошадей, остановилась на ночлег в поле у опушки леса.

(В. Короленко)

327. Запишите предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на и выделяя их запятыми. Объясните постановку других знаков препинания.

1. Максиму достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что чуткая натура мальчика способна откликнуться несмотря на слепоту, на поэтические образы песни. (В. Короленко) 2. Однако несмотря на тяжёлые условия жизни на Алтае здесь были сделаны великие изобретения, которые могли бы значительно облегчить труд рабочего человека. К одному из замечательных изобретений относится первая в мире «огненная машина» — тепловой двигатель, сделанный мастером Барнаульского завода Иваном Ивановичем Ползуновым. (Е. Фёдоров) 3. Несмотря на здешний неправдоподобный воздух (очень душистый, мягкий и прозрачный) мы мечтаем о Солотче и считаем дни до отъезда. (К. Паустовский)

328. Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите из него предложения с обособленными определениями и приложениями. Какие выделительные знаки при них? Как доказать, что обособленные члены предложения использованы автором целесообразно? • Чем вызвано использование в данном тексте восклицательных предложений? Какие ещё языковые средства служат для выражения эмоционального отношения автора к событию?

В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки — заграничная новинка, — о которых мы до сих пор не имели понятия. Превосходная штука!

Я увидел их впервые, когда по асфальтовому тротуару мимо наших ворот с шумом проехал незнакомый подросток, показавшийся мне гораздо выше своего настоящего роста. На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикреплённые к ботинкам ремешками с блестящими пряжками.

На каждом коньке было по четыре дутых колёсика — два впереди, два сзади, и эти колёсики на шариковом ходу с непривычным звуком — шумным, железным шорохом — катились по асфальту, делаясь сами цвета асфальта.

Какое божественное изобретение: кататься летом на коньках!

Как по мановению волшебного жезла роликовые коньки стали продаваться во всех игрушечных и спортивных магазинах, пополнив собою ассортимент летних игрушек: зелёных марлевых сеток для ловли бабочек, крокета, бамбуковых удочек с сигаровидными сине-красными поплавками, гамаков из крепкого кокосового шпагата и, конечно, фейерверка.

Всюду, где только были асфальтовые тротуары, с шумом и лязгом проносились мальчишки и девчонки, упоённые возможностью кататься на коньках летом по городу, где повсюду виднелись дымящиеся котлы асфальта, придающие и без того душному южному лету в городе нечто адское.

Так наступила эпоха роликовых коньков.

(По В. Катаеву)

329. Подумайте, о каком изобретении наших дней вы могли бы рассказать так же увлечённо, заинтересованно и эмоционально, как В. Катаев. Напишите об этом. Используйте, если потребуется, обособленные члены предложения.


Рейтинг@Mail.ru