Учебник для 8 класса

Русский язык

       

§ 51. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Рассмотрите схему.

Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? Запишите свои примеры на каждый случай.

В русском языке есть случаи обязательного обособления. К ним относится обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Вдруг, исющась и присмирев,
    О Терек, ты прервал свой рев... (М. Лермонтов)

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, в каком бы месте предложения они ни стояли.

1) |Приближаясь к роще|, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. (А. Пушкин)

2) Машина то рвалась вперёд со скоростью ста километров, то, |переваливаясь с боку на бок и с обочины на обочину|, пробиралась по разъезженным песчаным колеям не быстрее пешехода. (В. Солоухин)

Фразеологизмы сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание не являются деепричастными оборотами.

Он трудился не покладая рук.

314. Запишите текст. Обозначьте графически обособленные обстоятельства, объясните пунктуацию при них. • Подчеркните однородные сказуемые с обобщающим словом. Составьте схему этой синтаксической конструкции.

Снег шёл с самого утра весь день, не переставая. Шёл в синих сумерках, и, когда опустилась совсем чёрная ночь, неустанно и не спеша, он продолжал своё дело: укрывал, всё утолщая, пухлый слой на каждой крыше, ложился на тротуары и деревья, устилал бесконечные проспекты засыпающего, спящего города.

Ночные фонари лили с высоты свой голубой беззвучный свет на толстые снежные валы по краям обезлюдевших тротуаров.

(Ф. Кнорре)

315. Прочитайте громко, бодро, весело стихотворение С. Маршака. Запишите поэтический текст, отмечая графически обособленные члены предложения. • Объясните, анализируя постановку знаков препинания в первой строфе, к чему относится обособленный деепричастный оборот. • Сравните, с помощью каких знаков препинания обособлено словосочетание весёлый барабанщик. Объясните их постановку.

МАРТ

      Набирая силу день за днём,
      Солнце стало подниматься раньше,
      И стучит капелью под окном
      Синий март — весёлый барабанщик.

      <...>

      По полям, где тёплый ветерок,
      Продолжая воевать со стужей,
      Смелый март шагает без дорог,
      Как мальчишка, шлёпает по лужам.

      Он с весенним солнцем заодно
      Нынче просыпается пораньше...
      Слышишь? Тук-тук-тук — стучит в окно
      Синий март, весёлый барабанщик!

316. Прочитайте эпизод из романа М. Горького «Фома Гордеев». Сопоставьте действия мальчиков. Что помогает описанию действий? Запишите текст, графически обозначая обособленные обстоятельства. Чем они выражены? • Найдите приложение, охарактеризуйте его. • Укажите обращения. Как вы думаете, почему фамилия и имя в обращении разделены запятой?

Когда учитель позвал: «Смолин, Африкан!» — рыжий мальчик, не торопясь, поднялся на ноги, подошёл к учителю, спокойно уставился в лицо ему и, выслушав задачу, стал тщательно выписывать мелом на доске большие круглые цифры.

«Хорошо... довольно! — сказал учитель. — Ежов, Николай, продолжай!»

Один из соседей Фомы по парте, непоседливый маленький мальчик с чёрными мышиными глазками, вскочил с места и пошёл между парт, за всё задевая и вертя головой во все стороны. У доски он схватил мел и, привстав на носки сапог, с шумом, скрипя и соря мелом, стал тыкать им в доску, набрасывая на неё мелкие, неясные знаки.

«Тише», — сказал учитель, болезненно сморщив жёлтое лицо с усталыми глазами. А Ежов звонко и быстро говорил...

317. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающими запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графически границы деепричастных оборотов. • Укажите графически обособленные определения. Чем они выражены?

1. Коляска, покачиваясь и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее. (А. Чехов) 2. Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе точно задумавшись о своей жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и (не)понятно, (за)чем он летает и что ему нужно. А (в)дали машет крыльями мельница... (А. Чехов) 3. Он бросился на диван, заложил руки (за)голову и остался (не)подвижен почти (с)отчаянием глядя в потолок. (И. Тургенев) 4. Был (пол)день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному целиком покоряясь тишине и одиночеству, и сняв с головы старую солдатскую ушанку сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (М. Шолохов) 5. Однажды в тёплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом любуясь звёздным небом синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями. <...> В эту минуту блестящий метеор сорвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркою полосой по небу оставив за собой фосфорический след угасший медленно и (не)заметно. (В. Короленко)

318. Запишите, выделяя запятыми обособленные члены предложения. Укажите графически причастные и деепричастные обороты. Выполните самопроверку. • Поясните на примере данного текста, какую роль играют в нём обособленные члены предложения.

КОСЬБА

Старик прямо держась впереди ровно и широко передвигая вывернутые ноги и точным ровным движением не стоившим ему, по-видимому, более труда, чем маханье руками на ходьбе как бы играя откладывал одинаковый, высокий ряд. Точно не он, а одна острая коса сама вжикала по сочной траве.

Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами. Теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон побрякивая брусницами и звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то весёлыми криками подгоняли друг друга...

(Л. Толстой)

319. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые при обособленных членах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами. Выполните взаимопроверку.

1. Луна уже (на)ущербе, и неуловимо склоняясь к горизонту она краснеет и буд(то) увеличивается. 2. Я любил солнце, но (на)него (не)возможно было смотреть, а на луну я смотрел (по)долгу: таинственно и (не)понятно, (без)всякой (под)держки, висел в небе сияющий круг освещая землю отбрасывая тени от домов, заборов, деревьев. 3. Хорошо было бегать по лужам и после дождя вздымая грязные брызги окропляя ими рубашку и штаны. 4. Любуясь и наблюдая люди научились предсказывать погоду завтрашнего дня и дней, следующих за завтрашним. 5. Звёзды, мерцая молча говорят о бесконечности Вселенной, о её раскрытых и ещё (не)раскрытых тайнах. 6. Перед бором уходя (в)низ расстилался луг, пестреющий цветами. 7. (С)лева (от)меня (по)краю бора росли маленькие сосенки, а (кое)где отбежав от них стояли кудрявые кусты можжевельника. 8. И опять я шёл бездумно (не)имея определённой цели но всё замечая и всем любуясь. 9. Лисица (не)замечала меня, я (не)отрывал (от)неё взгляда любуясь красивым зверем наблюдая как он ведёт себя (не)в клетке зоопарка, а в родных кустах, полянах, перелесках.

(А. Перегудов)

320. Прочитайте отрывок из романа И. Ефремова «Лезвие бритвы». Определите тему текста. Выпишите такие словосочетания, описывающие природу, которые вам показались необычными, произвели на вас особенное впечатление. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства (если вы их выпишете).

Медленно рассеивался ночной мрак — за лесом поднималась заря. Суровая серая мгла заполняла лес, сквозь ветви которого просвечивало медное восточное небо. <...>

Лес окончился, они вышли на широкую поляну, на самой вершине холма.

Разгоревшаяся заря гасила серпик месяца, всё шире расходилась россыпь гранатовых огоньков, стебли травы оживали. Тишина и тайна реяли над этой поляной, молчаливо прощавшейся с умирающими звёздами. Всё замерло, лишь туман вёл свою волшебную игру, становясь всё более розовым и неясным. <...>

Птицы заливались в проснувшемся лесу, пологие лучи солнца проникли между красными стволами сосен, бугорки мха белели в россыпях ощетинившихся шишек.

321. Прочитайте зарисовку писателя Ю. Олеши. В чём «изюминка» этой сцены? Приходилось ли вам наблюдать что-то интересное, неожиданно привлёкшее внимание? Выпишите предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. В каких предложениях они являются однородными?

Сейчас, идя по мосту или пересекая сквер, редко когда не станешь свидетелем сцены фотографирования каким-либо любителем группы его друзей. Группа поставлена так, чтобы фоном её был Кремль.

Фотографирующий стоит почти на мостовой. <... >

Никак она не находится, эта выгодная точка!

Группа терпеливо ждёт. Тем более что можно смотреть просто вдаль... Смотрят вдаль, а там синяя улица реки, и другой мост, и третий, и высотное здание, и над всем белая чайка, летящая сюда, к мосту...

— Снимаю! — кричит фотографирующий. Однако в ту же секунду глаза почти всей группы вскидываются кверху, встречая мощно вступившую в пространство над мостом роскошную птицу, и снимать, конечно, нельзя.

— А! — фотографирующий в досаде даже хватается за козырёк кепки. — Да ну вас!

А сам восхищённо смотрит вслед чайке, уже перелетевшей мост, уже бросившей тень на реку, уже делающей ослепительный вираж над молодыми деревьями набережной... Безусловно, как только будут сняты друзья, начнётся охота за чайкой — бескровная охота художника!

Деепричастный оборот указывает на действие того же лица, действие которого обозначено сказуемым. Поэтому предложение Лёжа на пляже, внезапно подул холодный ветер построено неправильно: в нём речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова - о человеке, который лежал на пляже, и о ветре.

В искажении смысла из-за ошибки в построении предложения легко убедиться, переставив деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся в предложении: Холодный ветер, лёжа на пляже, внезапно подул.

Исправить ошибку можно так: Когда я (ты, он) лежал на пляже, внезапно подул холодный ветер.

322. Найдите ошибку в построении предложений с деепричастными оборотами. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. Проснувшись завтра, за окном уже будет ноябрь.
  2. Наблюдая за спортсменом, у вас может возникнуть вопрос о системе его тренировки.
  3. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.
  4. Слушая все эти истории, во мне взыграло самолюбие.
  5. Глядя на это положение дел, работы были ускорены.

Рейтинг@Mail.ru