Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 5. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Прочитайте фрагменты словарных статей «Словаря русского языка». Сделайте вывод, почему слитное или раздельное написание вызывает трудности.

Не..., приставка. Употребляется при образовании существительных и прилагательных и обозначает:

1) полную противоположность того, что выражает слово без приставки, например: недруг (враг), невесёлый (грустный); 2) (при образовании прилагательных и полных причастий) противоположность с оттенком умеренности, например: неглупый (достаточно умный); 3) отсутствие того, что выражает слово без приставки, например: необоснованность, ненаучный.

Не, частица отрицат.

  1. Сообщает слову, к которому относится, значение полного отрицания. Жизнь прожить — не поле перейти. (Пословица)
  2. Придаёт значение неопределённости, неполного отрицания. Например: На нём надето что-то круглое: сюртук не сюртук, пальто не пальто, фрак не фрак... (М. Салтыков-Щедрин)

28. Слова данных частей речи (см. таблицу) употребляются только с отрицательной частицей не. Они не образуются с приставкой не-. Заполните таблицу своими примерами.

Частица не и приставка не- могут употребляться с:

  • именами существительными: Неправда (ложь) и неправда, а ложь;
  • именами прилагательными (качественными): нелёгкий (тяжёлый) путь и не лёгкий, а тяжёлый путь;
  • причастиями: неисправленные ошибки и не исправленные, а подчёркнутые ошибки;
  • наречиями на -о (-е): неосторожно и не осторожно, а решительно.

29. Перепишите пословицы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Графически обоснуйте выбор написания не.

1. (Не)годы а горе старит. 2. Старый конь мимо (не)ступит. 3. Старость (не)радость. 4. Ученье свет а (не)ученье тьма. 5. Всякая (не)правда грех. 6. (Не)работа а забота сушит. 7. От (не)порядка и сильная рать погибает.

30. Объясните графически написание не с прилагательными.

Незрелая мысль; не красивый, а безобразный; незлобивый характер; неведомые страны; неискусная работа; не внимательный, а рассеянный ученик; небрежный почерк; нелестный отзыв; необъективное суждение.

31. Объясните слитное и раздельное написание не. 1. Эта песня не весёлая, а грустная. 2. Не глупо ли это? 3. Мы пели не громко, а очень тихо. 4. Его рассказ ничуть не забавен. 5. Этот фильм вовсе не интересен. 6. Этот дом далеко не новый. 7. Задача нетрудная, но запутанная. 8. Дорога неровная, зато самая короткая. 9. Ребята ели не спелые, а зелёные яблоки. 10. Сказал не громко, как надо было, а так, что даже сосед ничего не понял. 11. Говорил он негромко, но очень убедительно.

32. В «Словаре ошибочных написаний школьников» В. Я. Булохова среди частотных слов помещены слова с не. Проверьте себя и выпишите, раскрыв скобки, только те слова, которые не употребляются без не. Обозначьте условия выбора написания не.

(Не)объятный, (не)навидеть, (не)вдалеке, (не)обходимый, (ненависть, (не)обычный, (не)прерывный, (не)сколько, (не)уютный, (незаметный, (не)подалёку, (не)преклонный, (не)примиримость, (нетерпение, (не)взлюбить, (не)интересно, (не)медленно, (не)ясный, (не)виданный, (не)вольно, (не)когда, (не)исчислимый, (непримиримый, (не)навистный, (не)победимый, (не)чаянность, (не)умолчный, (не)брежный, (не)лепый.

33. Прочитайте торжественно стихотворение генерал-полковника Л. Г. Ивашова. Найдите предложения, в которых употреблена частица не. Какое из этих предложений, по вашему мнению, ярко характеризует современных офицеров?

      Офицерское братство, офицерская честь
      Святы в армии русской были, будут и есть.
      На крутых переломах, в лихолетье войны,
      Офицеры России, вы — надежда страны.

офицеры
братство
витязи
питомцы
      Вы — от витязей русских, от питомцев Петра,
      Нет, не канула в вечность славы русской пора.
      Этой славе великой и присяге верны
      Офицеры России, честь и гордость страны.

      Медь оркестра и знамя вновь волнуют сердца
      Генерала седого, лейтенанта-юнца.
      Только жаждут не боя, а для всех тишины
      Офицеры России, боль и совесть страны.

34. Спишите, разделяя запятыми части сложного предложения, однородные члены и раскрывая скобки. Составьте схему второго предложения. Устно объясните значение фразеологизма испокон веку.

Родной дом словно жалует(?)ся на старость и просит ремонта. Но я знаю что ремонт был(бы) гиб..лью для дома. Нельзя тормошить старые, задублё(н, нн)ые кости. Всё здесь ср..слось и скипелось в одно целое лучше (не)трогать сроднившихся брёвен (не)испытывать их испыта(н, нн)ую временем верность друг другу.

лучше
бок о бок

В таких вовсе (не)редких случаях лучше строить новыи дом бок о бок со старым что и делали мои предки испокон веку. И (не, ни)кому (не)приходила в голову (не)лепая мысль до основания разломать старый дом прежде чем начать рубить новый.

(По В. Белову)

35. Спишите, раскрывая скобки, объясняя выбор орфограмм и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. В последнем предложении подчеркните грамматическую основу.

Этой осенью мы запаздывали с подготовкой сада к зиме. Опавшие листья всё ещё (не)убра(н, нн)ы земля (не)перекопа(н, нн)а стволы деревьев (не)побеле(н, нн)ы. (Не)приготовле(н, нн)ы удобрения. В начале сентября (не)выкопа(н, нн)ы ямы для посадки новых кустов роз чтобы они укрепились до морозов.

Мы пр..ехали всей семьёй на садовый участок и дружно принялись за работу. К вечеру собра(н, нн)ые листья были уже вывезе(н, нн)ы из сада перекопа(н, нн)ая земля лежала, как пышная перина. Перед посадкой стебли роз коротко обреза(н, нн)ы на побегах оставле(н, нн)о 3—5 почек. Перемеш..(н, нн)ые удобрения уложе(н, нн)ы на дно выкопа(н, нн)ых ям. Розы высаже(н, нн)ы. Выбеле(н, нн)ые стволы деревьев радуют глаз своей бел..зной. Осе(н, нн)ие работы законче(н, нн)ы. Будем надеят(?)ся что сад хорошо перезимует и будет весной обильно цвести.

36. Сочинение.

Лето закончилось... А были ли у вас интересные встречи, путешествия, события, которые вы надолго запомнили; которые, быть может, что-то изменили в вашей жизни, в вашем характере, в ваших взглядах? Над чем думали? Напишите об этом в форме письма человеку, с которым вам хочется поделиться своими впечатлениями. Может быть, это будет ответ на письмо, автор которого делится своими рассказами о прошедшем лете и спрашивает вас о том, как вы его провели, где отдыхали, довольны ли вы своим летним отдыхом.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru