Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 49. Рассуждение на дискуссионную тему

301. Проанализируйте текст. О чём в нём говорится? Какова его основная мысль? Какие аргументы приводит автор? Каким выводом можно было бы закончить текст?

Городской человек редко встречается с землёй. Земля скрыта от его глаза каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине, чёрная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает хлеб. Он не ощущает, что вся1 его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.

(Ю. Яковлев)

302. Вы живёте в городе или в сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской человек редко встречается с землёй»?

Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю. Продумайте основной тезис рассуждения; аргументы - факты, примеры, ссылки на авторитет; концовку, которая должна подвести итог изложенному.

303. Проанализируйте текст. Какова его тема? Что в нём утверждается? Как бы вы сформулировали (словами из текста) понятие «Родина»? Выпишите эти определения и предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Семантика слова «Родина» такова, что предполагается и прошлое, и будущее сразу. Это земля, омываемая каскадами живых и ушедших поколений. Это одновременно заветы, предания и волнение предчувствия. Родина в этом смысле живёт вне времени. Ощущение Родины — это чувство чего-то, чему нет ни начала, ни конца.

Ведь Родина — это не только пространство, не только люди, живущие на определённой территории, не только законы, уклады или песни, не только большие города и посёлки, крестьянские жилища и промышленные гиганты... Родина — это всегда ещё нечто, связанное с индивидуальным опытом детского, чуткого, незамутнённого сознания. Может быть, белые облака, которые отражаются в сверкающем, заросшем по краям осокой ветреном озере...

Можно ли жить без Родины? Это, очевидно, ужасно!

(По А. Фефелову)

304. Согласны ли вы с последним утверждением автора? (См. текст предыдущего упражнения.) Напишите, в чём убедил вас автор, а в чём нет. Используйте различные аргументы, сформулируйте тезис и вывод.

305. В данных предложениях допущена синтаксическая ошибка: нарушен порядок слов. Согласно нормам русского литературного языка причастный оборот может полностью находиться или после определяемого слова, или перед ним, но не должен включать в себя определяемое слово.

Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните грамматические основы.

1. Квартал — ограниченная часть города четырьмя пересекающимися улицами, а также площадями. 2. Карнавал — сопровождаемый весенний праздник уличными шествиями, маскарадами. 3. Аккредитив — адресованный документ одного кредитного учреждения другому о выплате какой-либо определённой суммы. 4. Кредит — предоставленные товары или деньги в долг. 5. Слово «кредит» — образованное заимствование в XVIII веке из западноевропейских языков от латинского credo — верить, давать в заём.

306. Отредактируйте предложения. Устраните повторение союзного слова который. Для этого замените одно из придаточных предложений обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  1. На выставке, которая на днях открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.
  2. Во время экскурсии, которую организовали наши родители, которые давно обещали это сделать, мы узнали новые имена художников.
  3. Картина, о которой говорили работники музея, которые были огорчены её пропажей, возвращена в музей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru